Найти тему
Инь-Янь: роллы и пицца

Рынок доставки готовой еды: сравнение российского и зарубежного опытов

Оглавление

Сегодня рынок доставки готовой еды – один из самых активно развивающихся, как в России, так и в мире. По разным оценкам, в 2022 году из 760 миллиардов долларов доходов от доставки еды 300 миллиардов приходится на доставку готовой еды. Во многом на такое положение дел повлияла пандемия 2020 года, которая не обошла стороной почти ни одну страну. Люди вынуждены были находиться дома, заказывать доставку продуктов, а многие пытались хоть как-то себя порадовать и облегчить себе жизнь и стали заказывать готовую еду. В данной статье рассмотрим, какие тенденции характерны для мирового рынка готовой еды и есть ли существенное отличие между ситуациями в России и за рубежом.

Если в 2021 году инвестиции в эту сферу составляли более 200 млн долларов, то за 2022 год это число сократилось примерно до 50 млн
Если в 2021 году инвестиции в эту сферу составляли более 200 млн долларов, то за 2022 год это число сократилось примерно до 50 млн

В чем разница?

Недавние исследования показали, что объем мирового рынка доставки готовой еды – 324 миллиарда долларов, в России эти цифры скромнее – всего 1,4 миллиарда. Основная разница видится в том, что за рубежом, в первую очередь на Западе, намного больше объемы инвестиций в стартапы. В России инвестиционные объемы не просто низкие, а существенно уменьшаются в связи с нестабильной экономической ситуацией: если в 2021 году инвестиции в эту сферу составляли более 200 млн долларов, то за 2022 год это число сократилось примерно до 50 млн.

Иногда как причину различий называют еще психологию, разницу менталитетов: на Западе люди больше готовы рисковать, не боятся взяться за идею, которая, на первый взгляд, кажется мечтой. Тут, конечно, можно поспорить: сейчас в России, особенно среди молодого поколения, появился новый тип предпринимателя, который как раз и обладает такими качествами, как смелость, готовность к экспериментам, широта мышления и т.д.

Из-за ставки на развитие приложения и агрессивный маркетинг его компания в короткие сроки занял около 80% бразильского рынка онлайн-доставки еды
Из-за ставки на развитие приложения и агрессивный маркетинг его компания в короткие сроки занял около 80% бразильского рынка онлайн-доставки еды

Технологии 21 века

Необходимость разработки мобильного приложения. Почти все заказы сейчас делаются через интернет. Но, учитывая, что смартфон всегда под рукой, а компьютер нет, намного удобнее пользоваться приложением: со своим личным кабинетом, сохраненными адресами доставки, историей заказов и т.д. Карлос Мойзес, директор самой крупной латиноамериканской фудтех-компании iFood, считает, что во многом из-за ставки на развитие приложения (и только во-вторых сайта) и агрессивный маркетинг его компания в короткие сроки занял около 80% бразильского рынка онлайн-доставки еды.

Карлос Мойзес очень быстро продвинул свою компанию, размещая рекламу на телевидении в формате юмористических видеороликов. По оценке Андрея Лукашевича, директора Mail.Ru Foodtech Ventures, такой подход является эффективным, не везде. Так, отмечает он, телекомпании дают максимальный эффект в масштабах страны, а у нас пока доставка в регионах не настолько развита. Однако это не значит, что от такого типа рекламы стоит отказываться.

За рубежом многие компании делают ставки в ближайшем будущем на развитие и внедрение в работу искусственного интеллекта (например, для вычисления лучшего варианта логистики). В России пока такие новшества на рынке доставки готовой еды не актуальны. Также уже начинается внедрение роботов в работу (роботы-повар, роботы-доставщики и т.д.).

В будущем на мировой рынке доставки еды может сложиться монополия – глобальная компания, которая будет реализовать один и тот же продукт на многих рынках
В будущем на мировой рынке доставки еды может сложиться монополия – глобальная компания, которая будет реализовать один и тот же продукт на многих рынках

Укрупнение и международное сотрудничество

Кроме того, на данный момент имеется тенденция к укрупнению игроков, на рынке доставки готовой еды в том числе. В России в сентябре 2022 года Яндекс купил Delivery Club, став лидером на рынке доставки готовой еды. Один из мировых лидеров Delivery Hero имеет в составе портфеля брендов испанскую компанию Glovo, турецкую Yemeksepeti и компанию Talabat, работающую на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Крупный местный турецкий игрок Getir приобрел своего основного конкурента Gorillas.

В Латинской Америке iFood приобрела бразильские сервисы Devorando, Apetitar, Hellofood Brazil, 49% мексиканского сервиса SinDelantal, американскую платформу для отслеживания заказов SpoonRocket и другие, в общей сложности за 3 года – 25 слияний и поглощения конкурентов. Кстати, пыталась компания приобрести и российский сервис доставки еды ZakaZaka и тем самым обойти Delivery Club, но основатели компании продали ее Mail.Ru Group, и Мойзесу не удалось закрепиться на российском рынке.

Андрей Цыценко, генеральный директор Delivery Club, предполагает, что в будущем на мировой рынке доставки еды может сложиться монополия – глобальная компания, которая будет реализовать один и тот же продукт на многих рынках.

Сопутствует вышеназванной тенденции еще одна – стремление развиваться за границей: открытие новых точек, покупка местных компаний, слияния и т.д. В частности, с 2021 по 2022 год Антон Гладкобородов и инвестор «Самоката» Павел Данилов открыли в Нью-Йорке сервис экспресс-доставки продуктов (за 15 минут) Fridge No More. К сожалению, сервис не выдержал огромной конкуренции, негативно повлияли также санкции, введенные против России.

События февраля 2022 года привели к новым санкциям против России, а также к уходу многих зарубежных компаний с российского рынка. С одной стороны, это привело к тому, что освободилось место для отечественных компаний, и выиграет тот, кто успеет его занять. С другой стороны, выход российских компаний за рубеж тоже сильно ограничился. При этом кто ищет, тот всегда найдет. В апреле текущего года основатель компании по доставке суши и роллов Максим Дубровин, у которого уже в России 32 точка, 19 из которых открыто по франшизе, открыл компанию Дубае, тем самым сделав бренд международным (зарегистрирован международный товарный знак «Yin and Yang»).

Получается, что в целом и в России, и за рубежом рынок доставки готовой еды активно развивается. При наличии небольшого количества различий, обусловленных и территориальным, экономическими причинами, разницей менталитетов и т.д., мы идем одними путями к развитию этого рынка. И даже при наличии большого количества санкций против России, отечественные компании занимают свое достойное место на мировом рынке доставки готовой еды.

***

Следите за жизнью и развитием Инь-Янь в формате live в соцсетях Максима Дубровина - основатели сети: мы любим делиться новостями, цифрами, динамикой и лайфхаками. видеть все цифры, динамику и новости:

А также не пропустите выпуск о сети Инь-Янь на Youtube-канале Разборщик