Ветхозаветный рассказ о том, как Илия вознесся на небо живым, много веков спустя отразится в русских народных поверьях об Илье-пророке, который разъезжает по небу в огненной колеснице и мечет громы и молнии.
А еще раньше, в иудейской традиции, представление о том, что Илия жив, ляжет в основу обычая "приглашать" пророка на важнейшие религиозные праздники. Когда происходит обрезание младенца, то ставят специальное кресло для пророка Ильи. Считается, что пророк должен присутствовать при этом важнейшем действии, соединяющем новорожденного с народом Израиля.
Когда придет Иоанн Креститель, для своей проповеди покаяния и для крещения людей он выберет то самое место на реке Иордан, где когда-то вознесся на небо пророк Илия. Иоанн Предтеча будет назван в Евангелии человеком "в духе и силе" Илии, и сам Иисус Христос скажет о нем как о новом Илье-пророке. И только Илия, наравне с величайшим пророком Моисеем, удостоится общения с самим Христом на горе Фавор во время Преображения Господня.
Голос свыше, который слышали все присутствовавшие, Моисей, Илия и апостолы: "Да, это тот, кого вы искали. Это мой любимый сын. Слушайте его". Так, ученики Петр, Иоанн и Иаков увидели Моисея и Илию и услышали голос Бога. Сам Господь говорит, но не показывается. Однако чтобы апостолы поняли, что это именно Господь с ними говорит, Он приводит своих посланников. Моисей и Илия – пророки, которые заслужили наше доверие. Моисей искал того, кто придет, Илия ждал того, кто должен был прийти. И вот Он пришел – миссия выполнена.