- «Что может препятствовать человеку исповедоваться? Что за сила такая стоит? И есть ли такие грехи, которые вообще простить нельзя?»
Начнем, пожалуй, с последнего вопроса: «Есть ли такие грехи, которые вообще простить нельзя?» Я думаю, что есть. Это те грехи, в которых мы не раскаиваемся. Что такое покаяние? Это когда мы раскаиваемся в своих грехах, сожалеем о соделанном, осознаем степень нашей греховности, просим у Бога прощения, и Господь может нам это прощение ниспослать.
Как можно ниспослать прощение тому, кто не хочет его принять? Наши взаимоотношения с Богом ― это всегда диалог. Бог не может нам навязать Царство Божие, Свое прощение, Свою милость. Поэтому если человек раскаивается, просит у Господа прощения, то, наверное, нет такого греха, который Господь не простит.
Может возникнуть вопрос по поводу хулы на Духа Святаго. В Евангелии есть слова Господа нашего Иисуса Христа: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Мф. 12:31). Хула на Духа Святаго, наверное, и есть упорная нераскаянность, упорное стояние во лжи, в неправде, и стояние осознанное, нежелание принять от Бога милость.
Возможен вопрос по отношению к людям, которые закончили жизнь свою самоубийством. Потому что для того, чтобы в чем-то раскаиваться, нужно время и должен быть человек в целости: дух, душа, тело. Если человек умер, его душа отдельно, а тело отдельно, времени у него на покаяние уже нет. Он в вечности. Поэтому я не берусь судить, может ли человек раскаяться, и как это может быть. Может быть, Господь и простит, не знаю. Но дело это неоднозначное.
Что касается той силы, которая нам мешает исповедоваться ― это наша собственная гордость, самомнение и больше ничего. Эта сила нам и мешает. В каждом из нас сидит некий Горлум, который иногда вступает с нами в разговор. Настраиваешься, настраиваешься на исповедь, только задумался о своих грехах, этот Горлум приходит, и тут начинается:
― Моя прелесть, ты куда нас собрался вести?
― На исповедь к священнику.
― К священнику? На исповедь? Да ты что! А что он о нас подумает? Ты смотри, какие грехи! Я стараюсь, стараюсь, о нас забочусь, стремлюсь, чтобы о нас было приятное впечатление у людей, а ты хочешь всё разрушить?
― Но он же священник. Мало ли какие ему грехи говорят!
― Священник, ну и что? У него там много людей. Очереди… Времени-то у него не будет тебя выслушивать. Он будет торопиться, во всё не вникнет, а дело тонкое. Здесь, понимаешь, нужно прочувствовать ситуацию. Мы с тобой не какие-то, прости Господи, грешники! Ну, случайно, ну, шутя, сбились с верного путя. Он же не сможет оценить и понять. Неправильные выводы сделает о нас с тобой.
― Тоже верно. Что же делать?
― Давай не будем торопиться, не будем спешить. Хочешь сходить ― давай сходим, но не сейчас. Надо выбрать время, когда священник будет посвободнее, лучше бы с ним еще договориться заранее. Да и вообще, ни Рождество, ни Пасха, ни туда ни сюда, давай дождемся, когда пост начнется. Великий пост ― время для покаяния. Мы тогда с тобой в первую неделю, а лучше в последнюю попостимся по-настоящему и покаемся.
― Сколько раз уже откладывали. Постоянно потом, потом. Надо просто пойти и покаяться.
― А почему бы не пойти, действительно? Давай сходим, что такого, покаемся: «Господи, помилуй». Там много грешников, таких, как мы с тобой. С другой стороны, зачем тревожить уважаемого человека, священника. Зачем он будет слушать наши с тобой откровения? Каждого же не выслушаешь. Мало ли, какие у кого грехи. Господь знает наши грехи. Давай мы с тобой покаемся знаешь как? «Делом, словом, помышлением…» Господь наши грехи всё равно знает.
― Хитрец! Нет, это лукавство. Если идти каяться, то по-настоящему. От чистого сердца, как на духу, покаяться во всех своих грехах. А что это: «делом, словом, помышлением»... Это ни о чем.
― Вот, вот оно! Молодец! А я думал, не справишься. Ценю! Так и надо! Правильно! Нечего откладывать, лукавить. Действительно надо собраться и пойти. Не каждый решится с такими-то грехами! А как же это всё сказать-то? Грехи-то смотри какие, Боже ж Ты мой! Стыдно-то как! Даже слов не подобрать. Давай будем думать. Я слышал, у святых отцов за это дело лет на семь могут от причастия отлучить. Точно.
― Не может быть…
― А ты знаешь, давай мы с тобой завтра поговорим. Я сегодня так устал, работали мы с тобой целый день. Сейчас голова уже не соображает…
― Давай, действительно голова совсем не соображает. Целый день как белка в колесе. Давай завтра поговорим на свежую голову со свежими мыслями, всё хорошо обдумаем. Может быть, утром или в обед… Время выберем поудобнее и поговорим…
Такой разговор бывает между нами, мальчиками и девочками. Эта сила нам и препятствует: наша собственная гордыня, самомнение, греховность. Она нам и мешает, и больше ничего.
Надеюсь, что мой импровизированный театр никого не оскорбил. Я постарался сделать это поярче, как смог. Для того, чтобы когда Вы возьмете в руки карандаш или ручку, листочек и сядете готовиться к исповеди, вступите в разговор со своим Горлумом, со своей гордыней, вспомните мои скромные труды и скажете своему незваному товарищу: «Не мешай мне! Я сделаю, как надо, как правильно и не откладывая на потом».
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.