Найти в Дзене
Фронтир и Дикий Запад

Сколько ирокеза не корми, он все равно в лес смотрит

Оглавление

Зачастую в индейских легендах и преданиях, как в той песне из фильма “Офицеры” - от героев былых времен не осталось порой имен. Но, пускай не сохранились имена и даты, а в некоторые сюжеты вкладывается откровенная фантазия, что-то рациональное в них все равно есть, и оно помогает лучше постичь характер и образ мышления неиспорченных цивилизацией индейцев.

Мальчики сенека

Однажды отряд ирокезов-сенека из нескольких взрослых воинов и двух детей, родных братьев, отправился в лес на охоту, и вот как-то утром взрослые ушли промышлять зверя, а мальчишек оставили присматривать за лагерем. На их беду, после ухода охотников, на лагерь наткнулся военный отряд чероки. Они некоторое время внимательно следили за стоянкой, и, обнаружив, что мальчики совершенно одни, пленили их, и быстрым маршем отправились на юг, в свои родные земли.

Такое поведение было совершенно обычным для индейцев на военной тропе, и почиталось за подвиг. Ведь они сумели без потерь захватить двух живых пленников, и было совершенно не важно сколько труда, времени и лишений затрачено, чтобы захватить одного пленника или добыть один вражеский скальп, если при этом не погиб никто из своих. Когда охотники-сенека вечером вернулись в лагерь, и поняли по следам, кто и когда пленил их юных спутников, было решено, что преследовать похитителей бесполезно.

Чероки благополучно добрались до своей родной деревни, и отдали мальчиков старику, чьи сыновья когда-то были убиты сенека. Он усыновил мальчиков, и они росли под его присмотром, пока не стали достаточно большими и сильными, чтобы самим ходить на охоту. Несмотря, на отеческую опеку старика, и на принятие в полноправные члены племени чероки, мальчики-сенека ни на миг не забывали к какому народу они принадлежат и все время помнили о доме.

Однажды старший брат сказал младшему: "Давай убьем старика и убежим". "Нет, - возразил тот, - если мы убежим, то заблудимся, ведь мы так далеко от дома". "Я помню дорогу", - ответил старший брат, и они придумали план побега. Через несколько дней старик взял мальчиков с собой, и они все вместе отправились на охоту в горы. Оказавшись далеко от поселений чероки, мальчики убили старика, взяли все мясо и кукурузную муку, которые смогли унести, и стали пробираться обратно на север, держась в стороне от проторенных троп и ориентируясь по гребню Аппалачских гор.

Прошло много дней, пока они добрались до места, где Аппалачские горы переходят в плато, и там обнаружили тропу, в ней старший брат узнал тот путь, по которому их вели в плен. Они смело пошли дальше на север, пока не вышли на широкую поляну с длинными домами на дальнем конце, и старший брат сказал: "Кажется, мы здесь жили". Прошло много лет и братья не были до конца уверены, что добрались до дома, к тому же они были одеты как чероки, и поэтому решили дождаться темноты. Увидев впереди реку, они спустились к ней и сели за большим деревом, чтобы обождать.

Вскоре несколько женщин спустились к реке за водой и прошли рядом с деревом, не заметив мальчиков. Старший брат сказал: "Я знаю этих женщин. Одна из них - наша мама". Они подождали, пока женщины наполнили ведра и пошли обратно в деревню, и тогда оба выбежали им навстречу с приветственным криком сенека: "Гоу′! Гоу! (Gowe′! Gowe′!)". Сначала женщины испугались и подумали, что это нападение чероки, но, услышав слова на родном языке, подошли ближе. Тогда мать узнала своих сыновей и сказала: "Давайте вернемся и потанцуем, потому что сегодня ожили мертвые", и все очень обрадовались и вместе пошли в деревню.

 "Давай убьем старика и убежим"
"Давай убьем старика и убежим"

Нежданная помощь

Однажды Ганогвион, военный вождь племени сенека, во главе отряда храбрецов выступил на тропу войны против чероки. Когда они подошли к первому вражескому селению, он оставил своих людей в лесу, а сам в одиночку проник внутрь селения. В первом же доме он обнаружил старуху с внучкой. Они его не заметили, и он затаился за ближайшим деревом. С наступлением темноты сенека услышал, как старуха говорит: "Закрою-ка я дверь, может быть рядом рыскает сам Ганогвион".

Через некоторое время Ганогвион услышал, как они ложатся спать. Подождав немного, и решив, что женщины уснули, он вошел в дом. Огонь в очаге уже почти погас, но девушка еще не спала и увидела грозного ирокезского воина. Она уже собиралась закричать, когда он сказал: “Я - Ганогвион. Если ты закричишь, я тебя убью. Если будешь молчать, я тебя не трону". Они поговорили, и он сказал ей, что утром она должна привести к нему дочь местного вождя. Она обещала это сделать и сказала, где ему ждать. Перед самым рассветом сенека покинул жилище.

Утром девушка пришла к дому вождя и сказала его дочери: "Давай вместе пойдем за дровами". Та согласилась и они пошли к опушке леса, когда девушки проходили мимо места, где прятался Ганогвион, он выскочил и убил дочку вождя, а вторую девушку не тронул. Сенека снял с убитой девушки скальп и издал такой громкий победный крик, что его услышали все обитатели поселения. Воины чероки гурьбой выбежали из деревни, Ганогвион потряс перед ними своим трофеем, а затем повернулся и бросился наутек. Сенека убил на бегу самого первого из преследователей, но когда попытался проделать это со следующим врагом, тетива его лука лопнула, он замешкался и был пойман чероки.

Они связали его и отнесли к двум женщинам чероки, которые имели право решать, как надлежит поступать с пленными. У каждой из этих женщин в уголках губ были вытатуированы две змеи, расположенные головами друг к другу так, что, когда они открывали рот, обе змеи тоже открывали свои пасти. Они решили сжечь подошвы ног ирокеза до волдырей, затем загнать под кожу зерна кукурузы, а потом пропустить через строй с дубинками, чтобы забить до смерти.

Чероки раздели пленника и прижгли ему ноги. Затем обвязали его талию веревкой из лыка, второй конец которой поручили держать старому воину, после чего поставили пленного в начале двух шеренг из людей, вооруженных палками и дубинками. Когда дали команду начинать, Ганогвион вырвал веревку из рук старика, прорвался сквозь строй и бежал до тех пор, пока не оторвался от погони. Когда наступила ночь, беглец забрался в дупло упавшего дерева. Он был, наг, бос, безоружен, с изувеченными ногами, и думал, что ему не выбраться живым из такой беды.

На карте обозначены районы, где изначально проживали индейские племена сенека (север) и чероки (юг)
На карте обозначены районы, где изначально проживали индейские племена сенека (север) и чероки (юг)

Вот так он лежал и горевал о своей судьбе, когда вдруг услышал легкую поступь по палой листве, и подумал, что его догнали чероки. Судя по шагам, незнакомцев было двое. Они приблизились к бревну, и один из них сказал другому: "Это наш друг". После чего незнакомец обратился к Ганогвиону: "Ты думаешь, что почти умер, но это не так. Мы позаботимся о тебе. Вытяни ноги". Он высунул ноги из бревна и почувствовал, что их кто-то лижет. Через некоторое время голос сказал: "Я думаю, что мы достаточно облизали его ноги. Теперь мы должны заползти внутрь бревна и лечь у него по бокам, чтобы согреть”. Они залезли внутрь и улеглись рядом с ним.

Утром они вылезли и сказали Ганогвиону, чтобы он снова высунул ноги. Они опять облизали израненные ступни и сказали : " На сегодня мы сделали все, что могли. Иди дальше, пока не доберешься до того места, где когда-то давно ты сделал навес из коры, и под корой ты найдешь то, что тебе поможет". Ганогвион выполз из бревна, но его благодетели словно испарились. Его ногам полегчало, и он смог спокойно продолжить путь. Он шел примерно до полудня, когда подошел к навесу и нашел под ним нож, шило и кремень, которые он и его люди спрятали там два года назад. Он взял эти ценные в дороге вещи и снова отправился в путь.

Еще три раза посещали Ганогвиона незнакомцы, и каждый раз по ночам. Они сообщали, где он может найти на следующий день животных, убитых специально для него. Так беглец обзавелся запасом мяса, накидкой и ноговицами из медвежьих и мокасинами из оленьих шкур.

В ночь перед прибытием домой неизвестные благодетели пришли в последний раз, и один из них сказал: "Друг мой, очень скоро ты благополучно доберешься до дома и найдешь своих друзей в полном здравии. А теперь мы расскажем, почему мы тебе помогли. Когда ты ходил на охоту, то всегда отдавал лучшую часть мяса нам, а себе оставлял только малую долю. Мы благодарны тебе за это и поэтому помогаем. Утром ты нас увидишь и узнаешь, кто мы такие".

На рассвете он проснулся, незнакомцы все еще были на месте - два самых обычных человека, как ему сначала показалось, - но когда он сказал им прощальные слова и пошел дальше, то оглянулся назад, и увидел двух волков, одного черного, а другого белого. В тот день он добрался до дома.

Источник - Seneca Fiction, Legends, and Myths. Jeremiah Curtin and J. N. B. Hewitt.

Присоединяйтесь к чтению увлекательных историй эпохи Фронтира и Дикого Запада на ЯДе, в Телеграме и ВКонтакте.