Валентина посмотрела на Павла взволнованными серыми глазами.
- Давай заберем их, Паша! Смотри - они тоже любят друг друга... Прямо как мы!
Серая кошечка пошатнулась, она была совсем худая и простуженная, большой бежевый кот суетился рядом, пытаясь помочь. Павел насторожился, приобнял жену.
- Ну же, мы вылечим их, они будут радостные и красивые! - прошептала она. - Иначе ничего не выйдет, не сможем мы быть счастливы, начиная совместную жизнь с того, что пройдем мимо нуждающихся!
Умоляюще ещё раз взглянула она на мужа.
- Ты уверена? - с какой-то детской серьезностью спросил он. - А как же медовый месяц, Египет? Уже с Аллой из туристического агентства обо всем договорились...
Валентина видела, что он готов сдаться. Голос её окреп и она с радостной, полной надежд улыбкой кивнула.
- Уверена, Паша, уверена!
Вывернулась из его удивленных объятий, оставив в руках парня длинный синий шарф и подбежала к кошкам. Серая мурлыка лежала на обочине, кремовый кот вылизывал её пытаясь согреть. Девушка потянула к ним руки - кошечка была совсем легкой, почти невесомой - кожа да кости, только шерсть еще не поменялась на летнюю и создает впечатление дородности. Кот, когда Валентина с его пушистой подругой в руках встала, смотрел на них с недоверчивой радостью своими изнуренными большими глазами. Он был рад, искренне рад за кошечку, за то что её заберут, спасут, согреют. Он слышал однажды от домашнего кота, как тем хорошо живется, но в тот раз это казалось ему сказкой, чем-то далеким и несбыточным.
Боясь отчего-то что его присутствие может все сорвать он отошел. Но тут Павел приблизился к ним, Валентина улыбнулась, взяла из его больших теплых ладоней свой шарф, укутала кошечку, которая совсем не вырывалась - не было сил, - и указала мужу на кота.
- Бери вон того, большого! Только держи крепко - вдруг попробует сбежать.
Но кот не пробовал. Это был странно, так как в нем было еще достаточно здоровья и энергии. "Неужели все понимает? - удивилась Валентина, но вслух сказал. - Давай, Паша, идем быстрее к машине, а то вдруг наши новоиспеченные питомцы передумают и предпримут побег!"
Мужчина неловко занес кота внутрь. Следом залезла Валентина с кошечкой. Поехали вместо ожидаемой прогулки по парку - в ветеринарную клинику, сдали анализы, оставили в стационаре.
У кота, названого Яном, результаты были сносными - неделя лечения на дому и все пройдет. У его подруги, Ини, все было хуже - требовалось серьезное лечение и операция - повреждение внутренних органов после падения откуда-то, да еще и серьезная простуда. Валентина волновалась, о поездке уже не было и речи, дни для неё протекали в пелене ожидания, Павел относился к этому спокойнее, но поддавшись общей атмосфере тоже ждал.
Инь было плохо, а постепенно становилось еще хуже. Она оставалась в стационаре, медленно восстанавливаясь после операции, будто не хотела жить. Врачи сказали, что контакт с другими животными пока не желателен и посоветовали такую временную изоляцию. Молодая пара не жалела денег, но результат явно был не из лучших.
- Ну не переживай так! Только поженились же! - вздыхал молодой муж глядя на расстроенную Валентину. - Все будет хорошо, я уверен!
Ян был какой-то тоскливый. Вроде бы и ел нормально, и даже иногда играл... Но потом будто возвращался к чему-то его тревожившему, садился на подоконник и подолгу смотрел на белые перья снега, светлой пеленой падавшие с неба. Взгляд его был затуманен чем-то таким, что несвойственно по нашему представлению кошкам.
Однажды в мрачный хмурый декабрьский день он заволновался. Глаза его горели возбужденным огнем. Позвонили из ветеринарки - Инь было плохо.
Валентина и Павел выехали незамедлительно. Девушка плакала.
- Более её тут держать смысла нет. Скорее всего вскоре умрет. Можете изолировать от другого питомца, но путь уж лучше скончается в квартире, в тепле, - таков был приговор ветеринаров.
Дальше все было как в ужасном, противном сне: ветер, колкие влажные снежинки, болезненно яркий свет фонарей, скользкая дорога, стоны кошки, соленые слезы Валентины, молчаливая угрюмость Павла...
Девушка опустила Инь на пеленку, лежащую на диване, дверь закрыть забыла. Муж сидел в другой комнате, тщетно пытаясь читать книгу. Светлая тень мелькнула рядом, Ян улегся рядом с подругой. Она дышала сипло и тяжело. Кот успокаивающе мурчал, кошка приоткрыла большие голубые, затянутые пеленой боли глаза, Ян принялся её вылизывать...
Валентина не заметила как уснула, положив голову на руки и сидя на полу у дивана. Вскоре пришел Павел и, увидев мирно дремлющих котов и жену, отнес на руках молодую женщину в спальню. Так она и проспала до утра, лицо её просветлело, во сне забыв о происшествиях вечера...
На рассвете Валентину разбудило слабое поскребывание о дверной косяк. Там сидел Ян. Вчерашние горести накатили на девушку с новой силой. Она встала и неверным шагом отправилась в ту комнату, где заснули кошки... И была встречена тонким слабым мяуканьем. Инь сидела на пеленке и переводила взгляд с Яна на Валентину... Та ошалело улыбнулась.
* * *
Седые пряди спадали на морщинистое сухое одуховоренное женское лицо. Улыбка пронзила бледные губы. Выцветшие, полные воспоминаний и счастья глаза смотрели на фотографию двоих мурлык.
- Помнишь Инь и Яна? - вздохнула Валентина.
- Помню, - кивнул Павел. - Хорошие были коты. Прожили у нас целых пятнадцать лет и умерли в один год.
Его жена задумалась.
- Может без них мы все таки не прожили бы нашу жизнь так хорошо? - спросила она. - Может если бы мы прошли мимо, то все было бы иначе, совсем по-другому?