Найти в Дзене
Этносы и Человек

Индия - вне каст и вне религий?

Сертификат "Вне каст и вне религий" сегодня популярен в индийских городах. Многие молодые люди получают удостоверение, где указано, что он (она) идентифицирует себя, как свободного гражданина (ку) Индии. Такой документ можно получить и на ребёнка. Это скорее акт общественный, нежели юридический, так как Конституция от 1950-го года признаёт равноправие людей всех каст и неприкасаемых. Но на бумаге признать всегда проще, чем в реальной жизни.

А в обществе присутствует и противоположная точка зрения – кастовость необходимо вернуть, как и все традиции, коим более двух тысяч лет.

И пока вопрос этот не решён окончательно. Дискурс продолжается.

Что же такое касты? Благо это для человека и социаума или же зло?

Собственно, каста – это даже не индийское слово, а португальское и обозначает целый ряд синонимов: род, порода, сорт, происхождение. Для хинди характерен термин «джати» - жизнь внутри. Внутри варны.

Варна – замкнутая на профессиональном признаке общественная группа. Варн всего четыре:

  • Брахманы – люди духовно-интеллектуального труда, жрецы, хранители знаний.
  • Кшатрии – воины, правители.
  • Вайшьи – люди среднего класса, торговцы, земле- и скотовладельцы
  • Шудры – обслуга разного уровня

И стоящие вне варн неприкасаемые – те, кому надлежит выполнять неприятную работу: убирать мусор, ликвидировать трупы, вычищать отхожие места. Несмотря на то, что неприкасаемые вынесены за пределы системы, сама кастовая система не может существовать без тех, кто находится в самом низу, тех, кому по долгу происхождения предписано брать на себя всё грязную работу.

На первый взгляд, кажется, удобно? Не надо ничего изобретать. Кастовая система сама регулирует все общественные потребности. Кроме того, соблюдается преемственность, профессиональные династии, о которых так много говорят и у нас. Человеку не надо ломать голову над тем, кем быть в будущем? Выявлять способности, пробовать свои силы в разных сферах. Зачем? Если ты родился в семье врача, то с вероятностью 99 и 9 станешь врачом. Если в семье военного – военным.

Но есть и минусы, иначе зачем бы Махатма Ганди стал рушить такую замечательную систему?

Самым большим минусом можно считать негуманное отношение к человеку. Когда вместо личности – каста. Вместо способностей – происхождение. Общество, зацикленное на кастах в итоге, недополучает множество талантов. Об этом говорит история индийского мальчика по имени Рамануджан. Он появился в семье шудр и в лучшем случае мог рассчитывать на профессию бухгалтера, несмотря на то, что с раннего детства проявлял сверх способности в математике.

-2

После многих злоключений Рамануджану посчастливилось-таки попасть на глаза секретарю индийского математического общества. Благодаря этой чудесной встрече и тому, что Рао Рамачандра оказался человеком без стереотипов, мировая математика получила гения, открывшего 120 теорем. Но это исключение из правил!

Большинству же система каст и варн предопределяет всю жизненную стратегию. При чём до мелочей в буквальном смысле.

Например, брахман должен определённое количество раз в день вымыть руки – ни больше, ни меньше. Питание: у брахмана – вегетарианское, зато неприкасаемому, как существу низшего уровня, можно есть мясо, даже говядину! А вот шудрам только свинину.

Мало того, внутри больших варн существует несметное количество каст и подкаст. Брахманы одной подкасты имеют право совершать ряд ритуалов, а другие ритуалы совершать не моги, на то свои спецы имеются.

Такое же разделение и в низших кастах. Одни из шудр имеют право мыть окна, но при этом ни за что не станут собирать овощи. Одни далиты (неприкасаемые) запросто вынесут труп, но и пальцем не притронуться к помоям.

Переход из одной варны в другую – дело абсолютно немыслимое, но всё же доступное, правда, только для женщин и только в случае брака.

Конечно, постиндустриальная экономика всё немножко отшлифовала. Появилась техника. Появились выборы и политическая борьба. И понадобились люди, имеющие равные политические права – голоса-то нужны. Так в 20 веке древнейшую кастовую систему пошатнула парламентская республика. Монархия же скорее скрепляет общественное неравенство.

Однако, как уже писано выше, закрепить что-либо юридически, это ещё не значит изменить мышление.

-3

Проблема. Нет, лучше сказать так – особенность Индии в том, что страна слишком неоднородна. Города пытаются жить и мыслить на европейский манер, а провинция застряла в средних веках. В головах индийцев живы традиции и на мир они смотрят сквозь призму религии.

А религия объясняет всё кармой. Ничего, мол, случайного в мире сём нет. Если Вы в прошлой жизни убили корову, то быть вам неприкасаемым в следующей. И всё тут.

На принадлежность к варне и касте часто указывает и фамилия человека. Провинциальные города исторически застраивались с учётом кастовой системы. Даже по одним и тем же улицам брахману и неприкасаемому нельзя было пройти. Кроме того, представители низших варн и каст часто сами собственным поведением, низкопоклонством подчёркивают свою социальную неполноценность. Обращаясь к начальнику в глубинке до сих пор называют его «раджа»

Спасибо за внимание!

Возможно, Вас заинтересует статья: Жизнь на осколках империи - этнический слоёный пирог Индии.