Удивительно, как, иногда, вроде бы образованные люди любят повторять слова, якобы кем-то когда-то сказанные. Как правило, такие люди очень они начитаны и даже «насмотрены». Начитались, правда, все больше романов и фэнтэзи, а насмотрелись псевдоисторических фильмов.
Очень трудно спорить с человеком, который, как вполне достоверный источник приводит цитаты из литературного произведения или художественного фильма.
С такого спора и начался когда-то этот канал. Кандидат философских наук (!), доказывая, что Анна Ярославна была страсть какая чистоплотная и культурная, вполне уверенно приводил цитату из «письма Анны Ярославны» к отцу, где она жалуется на этих грязнуль французов: «И куды ж ты меня, грешную, заслал? В дырищу вонючую, во Францию, в Париж-городок, будь он неладен!».
И неважно, что нет никаких писем Анны Ярославны в природе, нет ни одного русского источника, подтверждающего само существования Анны Ярославны, нет факта вообще о наличии Ярослава Мудрого дочерей.
Все что известно об Анне Ярославне, нам известно из французских источников (еще не факт, что она была дочерью Ярослава Мудрого). И отнюдь не про исключительную чистоплотность и высокую культуру дамы, а про то, что, будучи матерью наследника престола и будущего короля, она сбежала к женатому любовнику. Через много лет им удалось узаконить свои отношения, хотя ради этого пришлось прежнюю супругу обвинить в измене.
Спор шел на площадке философа и кончился моим баном))). Так появилась первая заметка, теперь «в этом гостинице я директор».
По количеству фейковых цитат, которые распространяются не только в интернете, но и безмозглыми говорящими головами из телевизора первое место безусловно за Сталиным.
Сталин и о Сталине
«Нет человека — нет проблемы».
Ничего подобного Сталин никогда не говорил. Чистейшей воды литературщина из перестроечного романа «Дети Арбата». Говорят, сам автор смеялся, когда очередной умник выдавал такое в полемическом задоре.
«Незаменимых у нас нет».
Сталин бы, скорее всего, согласился с этим, но сам ничего подобного не говорил. Такая же литературщина, как и предыдущая, на этот раз из пьесы «Фронт» Корнейчука.
«Сталин принял Россию с сохой, а оставил с ядерной бомбой».
Якобы сказано Уинстоном Черчиллем.
Все, что сказано Черчиллем давно задокументировано и проштамповано. Ничего подобного он не говорил. Цитату Черчилля придумала и приписала ему для авторитетности известная в годы перестройки сталинистка Нина Андреева.
Ну и вишенка на торте, мое любимое, гуляющее в разных вариациях:
«Я знаю, что после моей смерти на мою могилу нанесут кучу мусора. Но ветер истории безжалостно развеет ее!»
Сколько драматизма, горечи и одновременно веры в будущее! Зачем Сталин не писал стихов! А если вспомнить, что произнесен этот высокопарный спич не в какой-то торжественной обстановке, а якобы, во время рабочей встречи с Коллонтай? Что, якобы, отражено в ее дневнике о, якобы, встрече с ним в 1939 году.
Конечно, Сталин такой ахинеи и вообразить не мог в 1939 году (он был политик и революционер, а не полоумный принц датский Гамлет), ничего подобного Коллонтай не писала и в 1939 году со Сталиным не встречалась (о чем сожалеет в том самом дневнике). Единственный источник – роман «Завещание красного монарха», там правда Сталин дополняет, что это все сионисты гадят.
Ну да ладно, оставим Сталина в покое.
Ленин
«Любая кухарка может управлять государством».
Как любили высмеивать Ленина в 80-90-е либералы за эти слова, пользуясь тем, что в СССР труды Ленина всерьез мало кто изучал. На самом деле, Ленин говорил противоположное:
«Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами, и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».
Совсем другой смысл, не так ли?
Жуков
«Солдат не жалеть, бабы ещё нарожают!»
Невозможно найти первоисточник, где и когда такое говорил Жуков. Ни у кого из его подчиненных времен войны нет подтверждения этому. Подозреваю, что данный фейк возник не случайно, во всяком случае он хорошо ложится в общую либеральную пропаганду конца 80-х с ее «Огоньком» Коротича и «сейчас баварское бы пили».
Уинстон Черчилль
«Кто в молодости не был радикалом — у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором — у того нет ума».
Фраза, якобы принадлежащая Черчиллю не лишена смысла. Однако жизнь британского премьера известна до мельчайших подробностей, все его слова сто раз записаны и перезаписаны, но ничего подобного нет.
Еще один автор фейковых изречений, которыми оппоненты любят ужалить друг друга
Геббельс
«Чем чудовищней ложь, тем скорей в неё поверят».
Никогда и нигде главный пропагандист третьего рейха такой чуши не заявлял. Хотя пропаганда и подразумевает допустимость лжи, однако говорить об этом во всеуслышание, не принято. Подозреваю, что транслирующие цитату примеряют ее на себя.
«Ложь, повторённая тысячу раз, становится правдой».
Этого тоже Геббельс никогда не говорил. Говорил нечто другое и в самом деле имеющее основание, а именно: «Суть пропаганды всегда состоит в её простоте и повторении».
Если признать пропаганду ложью, что имеет смысл, Геббельс вполне мог так думать. Но про себя, не рассказывая об этом каждому интернетовскому троллю.
Ну и чтобы покончить с этим последняя цитата:
«Когда я слышу слово культура, у меня рука тянется к пистолету».
Фраза опять из литературы. Теперь уже времен нацисткой Германии. Герои обсуждают что лучше выбрать учебу или борьбу с французами. Один из них сообщает, что при этом слове он снимает свой пистолет с предохранителя.
Не то, чтобы эти фейковые цитаты мешали кому-то жить. Просто, когда в споре оппонент начинает нести всю эту чушь, можно сразу сворачивать разговор. Нет у такого оппонента мыслей ни своих, ни хотя бы настоящих чужих.