Они существуют уже 450 млн лет.
За это время акулы эволюционировали в свирепых и изощренных убийц, которых боятся и уважают. Но интересны они не только своими зубами.
Например, молотоголовые акулы привлекают внимание своими нестандартными головами, похожими на молоты. Но у такой формы есть немало достоинств.
Гвозди она забивать, конечно, не может, но благодаря тому, что глаза расположены по краям боковых выростов, акула получает прекрасный обзор на 360 градусов.
Ничего не ускользнет от её взгляда.
Правда, лишь в том случае, если это самое НИЧЕГО находится над или под ней, потому что обзор работает в вертикальной плоскости.
👉 Впрочем, зрение для этой акулы не столь важно.
Она способна почувствовать как вы дышите и как волнительно бьется ваше сердце, а также с легкостью определяет местоположение добычи даже с закрытыми глазами.
Все благодаря электрочувствительным клеткам, расположенным по бокам головы.
Охотятся молотоголовые в разное время. Причем ночью в одиночку, а днем частенько собираются в большие стаи.
Еще одной акулой, полагающейся не на зрение, а на электрорецепцию, является обыкновенная серая акула. Однако она не совсем обыкновенная. В том плане, что водится не в открытом море, а исключительно в реках Австралии.
Вода там мутная, поэтому глаза используются редко. Они даже уменьшились у нее в размерах, потому что все равно пялить их некуда — не в песок же смотреть.
Акулы отличаются от костистых рыб тем, что у них отсутствует плавательный пузырь, который используются последними для контроля плавучести. Вместо этого акулы полагаются на свою печень, наполненную маслянистым веществом, называемым скваленом.
Печень акулы может составлять почти треть массы ее тела.
Однако далеко не всем акулам нужна эта самая плавучесть.
Например, зебровая акула коротает дни напролет на морском дне, где отдыхает и питается различной донной живностью, включая моллюсков и ракообразных.
👉 Тусоваться на дне любят и ковровые акулы.
Тело у них плоское, поэтому их так и прозвали.
Они так мастерски маскируются, что заметить их не всегда под силу даже опытному дайверу. Охотиться воббегонги могут как активно (обычно ночью), так и пассивно, распластавшись на дне рядом с каким-нибудь рифом.
Ничего не подозревающую добычу акула заманивает в ловушку своим хвостом: подергивая им, она имитируют беспомощную рыбку, которую так и хочется скушать.
Некоторые виды ковровых акул обладают таким огромным ртом, что способны проглотить добычу размером с самого себя!
Опускаться на самое дно любит и глазчатая кошачья акула из воббегонгообразных.
Обычно она живет в неглубоких приливных водоемах, небольших и тесных, где постоянно не хватает кислорода, но ее это нисколько не смущает.
Так называемая «эполетная» акула может комфортно себя чувствовать в течение пары часов вообще без кислорода.
👉 Если её временный водоем пересыхает, то она может запросто доковылять до соседнего, передвигаясь по суше.
Интересную тактику охоты используют лисьи акулы, которых часто еще называют «молотилками».
Их отличительной чертой является очень длинная верхняя часть хвостового плавника, с помощью которой она сбивает мелкую добычу в стайки, а потом глушит их мощными ударами хвоста. Да так молотит, что иногда даже умудряется разрезать добычу пополам.
Конечно же, нельзя не упомянуть про акулу-мако, известную своей молниеносной маневренностью и необычайным проворством. Они способны за пару секунд с места развить скорость до 110 км/ч.
Эти морские хищницы относятся к семейству сельдевых акул, поэтому способны поддерживать температуру тела выше температуры воды за счёт эндотермии.
Напоследок хочу поведать о калифорнийской раздувающейся акуле — само название уже довольно интригующее. А её поведение еще более любопытно.
В случае опасности она сильно изгибается до тех пор, пока не схватит сама себя за хвост, после чего закачивает в желудок воду и раздувается прямо на глазах, как надувной шарик. Уже на этом этапе хищник может передумать связываться с этим непонятно чем. Но если не передумает — проблем меньше не станет. В раздутом состоянии ее очень трудно за что-нибудь ухватить челюстями. Особенно, если она успеет заплыть в какую-нибудь щель.