Найти тему

Функции нежелательного поведения

Глобально, все варианты ответов на вопрос «Почему ребенок ведет себя неприемлемым образом?» можно объединить в четыре группы.

1. СЕНСОРНАЯ ФУНКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
Как понятно из названия, у такого поведения сенсорные причины: дефицит сенсорной 🖐 стимуляции либо, наоборот, сенсорная перегрузка. Для такого поведения не важно какую ответную реакцию дают окружающие, важно, что сам процесс аутостимуляции приносит желаемый результат.

Примеры: расчесывание кожи, игры со слюной, размазывание еды, удары по себе, кручение на месте, кусание, крики и эхолаличные фразы и многие другие виды поведения, которые сами по себе помогают ребенку достичь желаемого состояния.

2. ИЗБЕГАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ
Ребенок вовлекается в нежелательное поведение, потому что хочет избежать выполнения тех требований, которые к нему предъявляются. Это может касаться определенных видов деятельности, социальных ситуаций или сенсорного опыта. Сложности работы с такой функцией поведения заключаются в том, что взрослые, столкнувшиеся с неприемлемым поведением в ответ на требования, тут же их отменяют. 💁‍♀И, конечно же, усиливают его этим. Поэтому функция избегания требований одна из самых распространенных и часто встречающихся.

3. ДОСТУП К ЖЕЛАЕМОМУ
Поведение, причина которого заключается в получении доступа к желаемому, любима не только детьми с рас. Мы не раз могли наблюдать рыдающих, ноющих, и брыкающихся нейротипичных детей в магазинах с игрушками и сладостями 🍫. Так и ребенок с аутизмом, получив в ответ на неприемлемое поведение желаемый предмет или занятие, запоминает эту связку и начинает использовать ее для удовлетворения своих потребностей.

4. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ
В связи с тем, что у детей с аутизмом есть серьезные трудности с коммуникацией и взаимодействием, они часто недополучают внимания от окружающих. Однако потребность во внимании у них есть, а навыка заявить о ней — нет. 👉 Поэтому, ребенок ведет себя неприемлемым образом. Он привлекает этим к себе внимание и получает в ответ на свои действия яркие эмоциональные реакции, которые иногда могут ими неверно истолковываться и приносить удовлетворение.

Поведенческие терапевты, прежде чем определить функцию нежелательного поведения, проводят сбор данных 📋📊 и анализируют их. От того, какая функция поведения у ребенка, зависит какая стратегия поведенческого вмешательства будет в итоге выбрана.

Боби Ньюман (BCBA-D), один из самых авторитетных специалистов в области прикладного анализа поведения, написал книгу «Что за функция», которая подробно разбирает все аспекты определения функции проблемного поведения. Она очень легко читается и рассчитана не только на специалистов, но и на широкий круг читателей. Если для вас решение вопросов нежелательного поведения ребенка с рас актуально, рекомендуем прочесть ее.

✔ Проект «Развитие и поддержка инклюзивных подходов к организации обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, включая РАС, в Дальневосточном федеральном округе» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

#СоциальныеПроектыИПАП #ИПАП #аутизмОбучение #прикладнойанализповедения #ПАП #АВАтерапия #АВАобучение #ПрезидентскиеГранты #ФондПрезидентскихГрантов