Найти тему

Забываем про аудиалов, визуалов и кинестетиков и открываем лайфхаки мультисенсорного подхода к обучению детей

А вы знали, что многие ученые давно считают мифом идею о доминирующем стиле обучения под ведущий канал восприятия?

С 2006 года в США обещают вознаграждение в 1000 долларов тому, кто сможет доказать эффективность обучения в доминирующем стиле для аудиалов, визуалов или кинестетиков. В 2014 году размер этой награды вырос до $5000, но она до сих пор в статусе ожидания.
Тем временем многочисленные исследования показывают, что нет прямой связи между предпочтениями человека по восприятию информации и его образовательными результатами.

Но при этом большинство популярных образовательных платформ и СМИ продолжают писать о важности знания своего ведущего канала восприятия информации, а
институты определяют процент заблуждающихся педагогов. Благодаря им, мы знаем, что их целых 80%.

Почему же 80% учителей не знают, что аудиалы, визуалы и кинестетики - это просто миф?

-2

Может быть потому, что вместо того, чтобы применять моно-стили преподавания с разными детьми, творческие учителя стали включать в свои уроки и визуальный, и аудиальный, и кинестетический материал? Тогда неудивительно, почему они увидели хорошие результаты.

Все потому, что вместо однозначного деления людей по ведущим каналам восприятия, обороты набирает новый тренд –
мультисенсорный подход к обучению!

Мультисенсорность - это когда наши чувства работают сообща и стимулируется несколько органов восприятия одновременно.


Английский исследователь и ведущий передачи «Тайны мозга» на
BBC Барри Смит считает, что наши органы чувств работают сообща. Так, запахи мы чувствуем двумя способами — внешним, когда вдыхаем аромат еды, и внутренним, когда на выдохе понимаем, стоит ли её есть.

Когда же мы слышим звуки, то тоже задействуем не только уши, но еще и глаза, которые ищут источник этого звука. Есть даже "эффект чревовещателя", когда человек начинает искренне верить, что звук исходит не из динамиков, а из рта актера. :)

-3

Есть целое направление науки, которое изучает связь активности головного мозга и нервной системы с познавательными процессами и поведением – когнитивная нейробиология.

В Высшей Школе Экономики даже есть программа бакалавриата, позволяющая стать когнитивным нейробиологом.

Самый большой вклад в исследование мультисенсорного подхода внес
когнитивный психолог Ричард Майер. Он поделил участников на три группы. Первая и вторая группы получали информацию с использованием только одного органа чувств, а третья — при помощи двух органов восприятия.

Группы, работавшие в мультисенсорной среде, лучше запоминали и детальнее воспроизводили информацию, чем остальные.

В 2018 с помощью измерений активности мозга выяснили, что у детей с самыми сильными навыками грамотности больше взаимодействия между различными областями мозга.

Получается, что учителя, которые старались включить в свои уроки разные каналы передачи информации, были правы!

Пока ученые занимались исследованиями, педагоги на практике придумывали разные способы закрепить у детей информацию.

До 7 лет мозг ребенка чаще работает как устройство для обработки сенсорной информации. Дошкольники еще не умеют мыслить абстрактно. Им важно "проживать" уроки через ощущения. Они пока воспринимают предметы и перемещают тело в соответствии со своими сенсорными впечатлениями.

Поэтому особенно важно наполнить уроки с маленькими детьми разнообразными ощущениями. Например, иностранные языки отлично усваиваются малышами, когда на уроке используется то пение веселых песенок, то активные движения, то изготовление поделок.

Кстати, китайский язык уникален тем, что сам по себе одновременно действует на все каналы восприятия. Это один из самых музыкальных языков и доказано, что его изучение развивает фонематический слух и музыкальные способности.

Китайский также дает огромный простор в жестикуляции. А ведь руки - наш главный эпицентр нервных окончаний и повторение ребенка действий руками способствует активному развитию его мозга и нервной системы в целом.

Так как мы с детьми занимаемся китайским языком, то приведу пример мультисенсорного подхода к выполнению домашних заданий ребенком: попросите его нарисовать иероглифы не в тетради, а кистью на водной раскраске и увидите, что он запомнит их гораздо основательнее.

-4

Как еще усилить когнитивный эффект?

Добавьте в занятие языком ароматы и вкусы, например, через китайскую кухню. Включите элементы массажа. Тоже китайского. Ведь китайцы в этом знают толк. У них даже есть особый массаж головы, который усиливает умственные способности. Каждое движение в нем звучит как название стихотворения. Есть массажное движение на шее, которое названо "орошение весенних ростков", а движения по лицу сравниваются с раскрытием прекрасного цветка - Го Шао Мэй Хуа. Как такое забыть? :)

Лучшие способы привнести в занятия с ребенком мультисенсорное разнообразие

-5


1. Слух

  • Если менять интонацию, тембр голоса и громкость в зависимости от содержания, материал будет усваиваться лучше.
  • Можно дополнительно использовать колонки для ярких звуковых эффектов - веселых песен на разных языках, звуков природы, классической музыки.
  • Во многих современных учебниках для детей есть куар-коды, когда можно отсканировать его на телефон и перейти на аудиофайл с правильным произношением темы английского.
-6

2. Зрение

Здесь наработано множество материалов, которые учителя привыкли называть "наглядными дидактическими материалы". Это всевозможные иллюстрации, опорные карточки и визуальные схемы с картинками.
Все это прекрасно помогает запоминать иностранные слова, растения, животных, математические понятия.

-7


3. Осязание и физическая активность

  • Для изучения алфавита и чисел можно использовать магнитные буквы и цифры, а также пластилин и рисунки по слою из крупы.
  • В Лего можно поиграть в процессе изучения математики.
  • В иностранном языке прекрасно использовать жесты и физические упражнения под песенки.
  • Для знакомства с окружающим миром важны реальные опыты по физике и химии.
-8

4. Вкусовые воздействия

  • Для изучения темы еды в иностранных языках обязательно подключайте этот канал восприятия.
  • Замечено, что и дроби прекрасно изучаются на пицце и дольках яблок, а для простого счета отлично подходят яблоки или ягоды.
-9

5. Обоняние

Запахи могут быть просто фоном урока. Если у вас есть аромалампа, можете менять эфирные масла и потом вспоминать: "Помнишь, мы это изучали на уроке, когда пахло лавандой?"

-10


3. Комплексный подход

  • Летний развивающий семейный лагерь для мам и малышей на природе - это прекрасное место, где в необычной и творческой среде закрепляются новые навыки.
  • Мультимедийные презентации со звуками, эффектами, картинками и видео, которые подойдут практически к каждому занятию.
  • Поход в интерактивный музей с хорошим экскурсоводом.
  • В крупных городах есть специальные нейросенсорные комнаты для развития мозга.

Помните, что самыми важными компонентами мультисенсорного подхода являются ласковые мамины слова, нежные прикосновения ее рук, любящий взгляд и добрая улыбка!