Привет, с вами Игорь Рабинер.
Одному из самых любимых моих людей футбола Валерию Кузьмичу Непомнящему - 80 лет! Позвонил, поздравил, звучит бодро и молодо. Дай Бог здоровья и долгих лет этому достойному и порядочному человеку!
Он объездил весь мир, работал почти на всех континентах, везде стремился постичь культуру, кухню совершенно разных стран. И его везде любили и любят - от Камеруна до Китая. Одна из статей в японской прессе, когда он там работал, называлась – «Проникновение валеризма в Японию». И он туда проник, как и везде, где работал!
Вот несколько историй о «мсье Валери».
Непомнящий и Милла
Одно из самых кайфовых воспоминаний, связанных с Валерием Непомнящим и его работой со сборной Камеруна на ЧМ-1990, - Роже Милла. Легенда, игравшая еще на чемпионате мира 1982 года.
К моменту знакомства с советским тренером ему было 38, и карьеру игрока он уже закончил. Но все же поехал в Италию и начал с того, что вышел на полчаса на замену в матче с Румынией при счете 0:0 – и сделал дубль.
Потом повторил тот же фокус в матче 1/8 финала против Колумбии – с той лишь разницей, что появился на поле на 54-й минуте. Тоже при 0:0– то есть все четыре его гола сыграли для команды важнейшую роль. И это при том, что до него в таком возрасте на чемпионатах мира вообще ни единого мяча не забивали!
Валерий Кузьмич рассказывал:
– Как футболист, по-моему, Милла гениален и должен стоять в одном ряду с Пеле, Платини, Марадоной и Кройфом. Перед ЧМ-90 Роже не выступал два года. На мои просьбы присоединиться к команде отвечал отказом и приехал на сбор только после того, как к нему обратился президент страны. Вышел Роже на первую тренировку, принял мяч, одним движением убрал троих, и в тот момент даже дилетант признал бы, что он – великий игрок.
Я дал Милла возможность заниматься самостоятельно, но за оставшийся месяц полностью подготовиться было нереально. Мы договорились, что он будет выходить на замену независимо от развития матча и играть по 30–45 минут. Мог бы Роже играть все 90 минут, на том чемпионате мы выступили бы по-другому.
Встречу с Милла считаю одним из главных событий в моей футбольной жизни. Когда я уезжал из Камеруна, Роже на прощание предложил мне встретиться на ЧМ-94. Я не поверил, что он сможет в таком возрасте сыграть за сборную. Но в 42 он вновь вышел на поле и, кстати, забил гол российской команде.
В прошлом году 70-летний ныне Милла перепутал и прислал мсье Валери поздравление с... 80-летием. На год раньше! Я уточнил у Непомнящего, не байка ли это - нет, правда! Причем это было видеопоздравление. И на нём Милла, по словам Непомнящего, «смотрится хорошо». И слава Богу!
Президент Камеруна позвонил в час ночи: «С СССР играть основой!» Сдали ли игру Советскому Союзу?
Многим из тех, кто наблюдал за ЧМ-90, не дает покоя вопрос – сдал ли Камерун, уже обеспечивший к третьему туру группового турнира выход в плей-офф, игру сборной СССР. Команда Лобановского первые два матча румынам и аргентинцам проиграла, и только уверенная победа над камерунцами при удачном результате поединка Аргентина – Румыния, могла помочь советской сборной пройти дальше. В результате СССР победил – 4:0, но в 1/8 финала все равно не попал. Я задал Непомнящему вопрос «в лоб» – была ли ими сдана игра с Советским Союзом.
– Нет. Состав я определял за сутки и сказал четырем основным игрокам, что они не выйдут на поле. Двое из них «висели» на желтых карточках. И вдруг в час ночи звонок президента Камеруна. Выразив признательность за успехи, он попросил выпустить на матч с СССР тот же состав, что в первых двух играх, дабы не возмущать общественное мнение. Но когда после хорошей четверти часа мы пропустили первый гол, из команды словно воздух вышел. Думаю, играй другие четверо, сложилось бы иначе.
Проигрыш Англии в 1/4
Меня впечатлило, как в интервью «СЭ» Непомнящий сказал, что в четвертьфинале ЧМ-90 с Англией ошибся тактически: перекрыл фланги, и британцы начали атаковать через центр, где у Камеруна играли два медленных защитника. Он на эту смену акцента вовремя не отреагировал, и соперник забил два решающих гола.
– Начали тот матч мы правильно, а потом сэр Бобби Робсон нас обманул. Снял Барнса, который играл слева в атаке, выпустил игрока в середину. А у нас там были два очень медленных центральных защитника – Массинг и Кунде. И Линекера стали раз за разом вразрез между ними один на один выводить. Итог – два пенальти и поражение. Конечно, я видел эту проблему. Но докричаться было уже невозможно.
– И вы после матча прямым текстом сказали команде, что именно вы виноваты в этом поражении?
– Конечно. Это моя самая большая досада в карьере. Большая заноза, которая сидит во мне до сих пор. Могли ведь проскочить в полуфинал чемпионата мира. И войти в историю.
А так не вошли, что ли?...
После ЧМ денег у команды не было даже на воду - все ушло на банкеты
После окончания чемпионата Непомнящему предлагали вдвое увеличить зарплату, но работать в таких условиях было невозможно. Команда прилетела из Италии 4 июля, а 7-го уже был отборочный матч Кубка Африки. Все участники ЧМ-90 играть отказались – им не выплатили премиальные. Тренеру дали молодежь.
– Собрались на первую тренировку, и, оказалось, нет воды. Потому что нет денег. Две литровые бутылки на всю команду при жаре – представляете? Душа тоже нет. Все деньги, которые нужно было давать игрокам, были потрачены на банкеты и приемы. Я понял: даже четвертьфинал ЧМ ничего там не изменит. И хоть в недрах федерации на время «исчез» мой паспорт, я твердо решил там не оставаться. И не пожалел: увидел в мире еще много чего интересного.
Не съеденная собака и убитая змея
– В Корее собачками не лакомились?
– Только потом уже – в Китае. Причем не зная, что это собака. А в Корее летом, когда жарко, игрокам их есть даже положено, представляете? Когда силы быстро теряются, нужно поесть собаку. Прежде чем сделать какой-то поступок, я обращался к помощникам – от чего можно отказаться, от чего нельзя. Собаку позволили не есть.
– Читал, что в Камеруне вы даже самолично убили змею.
– Да. У меня даже видеоматериал есть. Прямо на своей вилле, с лягушкой во рту. Я очень боюсь, честно говоря, всей этой живности. Но если бы я не успел все это сделать, женщины испугались бы еще больше. Мы гостей пригласили на шашлык, с водителем посла мясо жарили. И она как-то туда проползла.
В родную Россию и ее футбол «валеризм» проник меньше, чем Непомнящий того заслуживал, - просто он не был ни с кем повязан, никогда не хотел идти и не шел левыми, окольными путями. Но в том же Томске его вспоминают с радостью. А благодаря кому в футболе состоялся Дзюба? Его Валерий Кузьмич в «Томи» первым раскрыл!
Как говорят в таких случаях в Северной Осетии, пусть Непомнящий и не имеет к ней отношения, - «один из силнэйших»!
А я бы добавил - честнейших и душевнейших! С юбилеем!