Найти в Дзене
Живописные истории

Картина «Заход на борт Георга IV, вид на Уайтхолл: открытие моста Ватерлоо, 1817 год»

На этой большой картине шириной 245 см английский художник Джон Констебл (1776-1837) изображает торжественное открытие первого моста Ватерлоо, построенного через Темзу в Лондоне по проекту Джона Ренни (1761-1821). Открытие состоялось во вторую годовщину знаменитой битвы, 18 июня 1817 года, и стало очень популярным и торжественным событием. Толпы зрителей выстроились вдоль обоих берегов реки, в то время как другим удалось арендовать места на верхних этажах или крышах зданий на северной стороне. Некоторых из этих зрителей можно увидеть в левом верхнем углу картины Констебля, наблюдающих за событиями, разворачивающимися непосредственно внизу, на лестнице Уайтхолла. Принц-регент в сопровождении эскорта пехотинцев, конногвардейцев и представителей военно-морского флота собирается взойти на одну из ожидающих его красочных королевских барк. После чего он совершил короткое путешествие по реке к южному концу моста (показан на картине Констебля в крайнем правом углу) и, высадившись там, вмест

На этой большой картине шириной 245 см английский художник Джон Констебл (1776-1837) изображает торжественное открытие первого моста Ватерлоо, построенного через Темзу в Лондоне по проекту Джона Ренни (1761-1821).

Высадка Георга IV, вид на Уайтхолл: открытие моста Ватерлоо, 1817 год
Высадка Георга IV, вид на Уайтхолл: открытие моста Ватерлоо, 1817 год

Открытие состоялось во вторую годовщину знаменитой битвы, 18 июня 1817 года, и стало очень популярным и торжественным событием.

Толпы зрителей выстроились вдоль обоих берегов реки, в то время как другим удалось арендовать места на верхних этажах или крышах зданий на северной стороне. Некоторых из этих зрителей можно увидеть в левом верхнем углу картины Констебля, наблюдающих за событиями, разворачивающимися непосредственно внизу, на лестнице Уайтхолла.

Принц-регент в сопровождении эскорта пехотинцев, конногвардейцев и представителей военно-морского флота собирается взойти на одну из ожидающих его красочных королевских барк.

После чего он совершил короткое путешествие по реке к южному концу моста (показан на картине Констебля в крайнем правом углу) и, высадившись там, вместе с герцогами Йоркским и Веллингтоном, прошел маршем по мосту, построенному по этому случаю.

Салюты раздавались как в тот момент, когда королевский кортеж спускался по лестнице Уайтхолла (Констебл показывает вдалеке шлейф оружейного дыма, поднимающийся над мостом), так и в тот момент, когда принц и его сопровождающие двигались процессией по мосту.

Хелмингемская лесная лощина, Суффолк
Хелмингемская лесная лощина, Суффолк

Когда примерно в 1819-20 годах Констебль впервые решил взяться за эту праздничную городскую тематику, это ознаменовало отход от привычных пасторальных сцен Суффолка, которые он писал до того времени.

Существуют различные причины, объясняющие, почему его мог привлечь такой, казалось бы, нехарактерный предмет.

Как патриот и роялист, он был бы заинтересован в этом событии само по себе, и действительно, считается, что он был свидетелем событий того дня, о чем говорят карандашные наброски, которые он почти наверняка сделал именно в тот день.

Эскиз к картине
Эскиз к картине

Возможно, он также надеялся, что принц-регент купит любую картину, которую он сможет завершить на эту тему, особенно учитывая, что его собственный тесть Чарльз Бикнелл был поверенным принца.

Более того, окончательно обосновавшись в Лондоне после женитьбы на Марии Бикнелл, Констебл, возможно, хотел взять на себя задачу изобразить знаменитую городскую реку и, в частности, "исторический" пейзаж, который мог бы напоминать, например, сцены театрализованного представления на Темзе восемнадцатого века, написанные знаменитым венецианским художником Каналетто.

Каналетто "Вестминстерский мост с процессией лорд-мэра по Темзе", 1747 г.
Каналетто "Вестминстерский мост с процессией лорд-мэра по Темзе", 1747 г.

Однако незнакомый предмет вызывал у Констебля бесконечные трудности, и действительно, ему потребовалось тринадцать лет, чтобы завершить работу над окончательной версией, которую он отправил в Королевскую академию в 1832 году.

С 1819 по 1831 год художник сделал множество подготовительных этюдов и набросков маслом, карандашом, пером и тушью. В течение этих лет он также часто упоминал в своих письмах о своей работе над картиной и трудностях, связанных с ней.

Более того, его представления о том, как относиться к ней, менялись с годами.

Эскиз
Эскиз

Например, первоначально художник планировал нарисовать её с более высокой точки зрения. Но по совету другого художника Джозефа Фарингтона, он впоследствии решил не делать этого.