Под конфликтом подразумевается взаимодействие двух персонажей (или сил) с противоположными точками зрения, которые бросают вызов друг другу до тех пор, пока кто-то из них не победит к концу истории.
Так же в конфликте обе стороны могут проиграть или выиграть. Часто это связано с борьбой за достижение определённой цели или результата.
Это основа драмы, которая управляет сюжетной динамикой и развитием истории. В ходе конфликта мы узнаём о том, что побуждает каждого персонажа делать свой выбор и предпринимать определённые действия.
Конфликт создаёт напряжение, неизвестность, волнение и активизирует как персонажей, так и зрителей, поскольку они внимательно следят, кто побеждает на разных этапах истории.
Конфликт раскрывает тематический фундамент, приглашая обсудить сюжет и конечный результат истории. В зависимости от того, что хотел сказать автор, зритель решает насколько ему близки выводы полученные после финальных титров и разрешённого конфликта.
Конфликты также отличаются по интенсивности - от битвы с высокими ставками за спасение мира в "Чужом" до едва уловимых нотках тоски в картинах об отношениях, таких как в фильме "Тар".
В спортивных фильмах, например, в "Крид: Наследие Рокки" или "Король Ричард", это так же подчёркивает тематическую основу, дополняя напряжённое действие на экране.
Конфликт делится на два основных – ВНУТРЕННИЙ и ВНЕШНИЙ. В хороших фильмах всегда присутствует один из конфликтов. В великих фильмах оба конфликта работают в тандеме.
Внешний конфликт, возможно, легче написать, потому что это визуальное отображение препятствия на пути героя. Внутренний конфликт - это причина появления данных препятствий. И то, и другое имеет значение.
В нашей статье исследуются ключевые типы конфликтов, которые сценаристы могут использовать в своих историях.
1) Моральный
Моральный конфликт относится оспариванию персонажем личных или коллективных ценностей и убеждений. Он возникает, когда каждая из сторон принципиально занимает противоположные стороны по отношению к одному вопросу, который важен для персонажа.
В значительной степени моральный конфликт исходит из субъективного мнения. Он может быть постоянным или изменяться с течением времени.
Моральный конфликт возникает, когда два главных героя с диаметрально противоположными мировоззрениями сражаются до конца истории, пока не победит либо один, либо оба, либо никто.
Он также может возникнуть, когда персонаж сталкивается с моральной дилеммой и должен выбирать между одинаково плохими вариантами для достижения цели.
2) Ограничивающие убеждения
Когда герои сами себе мешают. Конечно, будет множество внешних факторов, подпитывающих внутренний конфликт персонажа, таких как ожидания семьи, финансовое положение и фактор времени, но в конечном счёте - герои борются со страхом.
Главный герой, как правило, переживает кризис уверенности в себе и тратит время на то, чтобы решить, чего он хочет в жизни, и идти к этому.
Вспомните персонажа Рика Далтона в исполнении Леонардо Дикаприо в фильме "Однажды в Голливуде", который борется со своей угасающей популярностью в кино.
Разные истории неудачников, в которых герои часто добиваются успеха вопреки насмешкам других и неуверенности в себе, подходят в эту категорию.
3) Физический
Физический конфликт, как следует из его названия, предполагает физический контакт, такой как боксёрский поединок. Грубую силу, пожалуй, легче всего показать на экране.
Победителей и проигравших определить относительно легко. Но физический конфликт должен сопровождаться эмоциональным ростом, чтобы это работало на историю.
Хорошим примером является Рэнди Робинсон из фильма "Рестлер" в исполнении Микки Рурка, который, отчаянно возрождает карьеру, чтобы вернуть любовь своей дочери и самоуважение.
4) Личностный
Этот тип конфликта - нечто большее, чем противоборство сильных умов и горячих сердец. Многие романтические комедии начинаются с того, что два заклятых врага орут друг на друга, прежде чем понимают, что всё это был флирт, и влюбляются (иногда снова).
Тогда их разногласия разрешаются.
Обратите внимание на классический романтический сюжет Джулии Робертс и Джорджа Клуни в фильме "Билет в рай", которые ненавидят друг друга, но объединяются, чтобы сорвать свадьбу своей дочери.
Оба - трудные люди, которым нелегко изменить своё мнение – по крайней мере, поначалу. Пока они не сделают этого ради своего счастья и счастья своей дочери.
Полезным примером служит фильм "Одержимость" с Майлзом Теллером в роли Эндрю, целеустремлённого барабанщика из музыкальной консерватории, которого тиран-преподаватель Флетчер вынуждает полностью реализовывать свой потенциал.
5) Природный
Этот тип конфликта связан с противостоянием между человеком и чем-то большим, таким как дикие звери или природные катаклизмы. Они отражают человеческую сущность, помогают нам понять быстротечность жизни и напоминают о нашем месте во Вселенной. "Кинг-Конг", "Годзилла" и "Разлом Сан-Андреас" - хорошие примеры подобного конфликта.
6) Сверхъестественный
Любой тип конфликта, возникающий за пределами наблюдаемого и понятного мира, классифицируется как сверхъестественный конфликт.
Сюда входят призраки, проклятия и разные сущности, которые обычно проникают в человеческий мир. Такой конфликт отлично показывают фильмы "Заклятие" и "Астрал".
7) Конфликт человечности
Этот тип конфликта рассматривает вопросы, которые носят глубоко философский и филантропический характер.
Неужели людям суждено всегда находиться в состоянии противостояния с самими собой? Неужели люди постоянно настроены на конфликт, даже если наше существование находится под угрозой?
"Терминатор 3" эффективно исследует эту тему.
8) Технологический
Это непрекращающаяся битва человека с машинами, роботами, искусственным интеллектом и разумными технологиями.
Темы часто включают в себя опасность играть в бога и не до конца понимать потенциал того, что создаёт человек.
"Матрица" - классический научно-фантастический пример того, как разумные технологии становятся опасными. "Франкенштейн" и "M3ГАН" исследуют это в жанре ужасов.
9) Социальный
Проявляется в историях, связанных с социальным статусом. В "Любовнике леди Чаттерлей" главный конфликт Констанс - роман с садовником, человеком низшего сословия.
Многие фильмы о старшеклассниках, такие как "Дрянные девчонки", основаны на персонажах, которые пытаются подружиться с популярным окружением, вызывая конфликт: "крутые ребята" против "ботаников".
10) Конфликт предназначения (конфликт судьбы)
Определено ли наше будущее или мы можем его изменить? Можем ли мы полностью контролировать свою жизнь или решения принимаются за нас.
В таких историях, как "Властелин колец", где Фродо становится хранителем кольца, также присутствуют аспекты героя поневоле или "избранного".
11) Антиутопический
Часто это поучительные истории о том, что может произойти, если оставить злонамеренные силы или пороки без контроля и в конечном итоге они будут управлять нашей жизнью. Вернётся ли нормальная жизнь?
Классическими примерами являются фильмы "Рассказ служанки" и "Голодные игры".
Выбор наилучшего конфликта для вашего сценария сводится к истории, которую вы хотите рассказать.
Какие самые сокровенные желания и потребности ваших персонажей? Какие из них являются сознательными, а какие - подсознательными?
В чём их бессознательные раны и травмы, которые проявляются во всех их мыслях и действиях?
Переход от неосознанного к сознательному наилучшим образом способствует росту вашего персонажа.
Сценаристы должны включать внутренние и внешние конфликты в свои сценарии. Конфликты должны легко считываться зрителем и иметь существенные последствия для героя.
Персонаж, путешествующий по новому городу и потерявший билет на автобус, - это скорее неудобство, чем конфликт.
Ставки должны быть высоки, а препятствия не следует слишком легко преодолевать. Конфликты должны быть неотъемлемой частью характера персонажа и должны подвергать их испытанию на протяжении всей истории.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.