ЧЕМ ЗНАМЕНИТ ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ (ПЕЧЕРСКИЙ)
О происхождении этого Божьего угодника мало что известно. Подвизался он в XII-м столетии, в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры, куда пришел еще в юные годы, чтобы принять постриг.
Несмотря на строгое воздержание, тяжко мучим был сей подвижник блудными демонами, изводившими его всякими сладострастными помыслами. Никакие самые усердные моления и самые усердные труды монашеской жизни не приносили ему облегчения.
Глядя на терзающегося душою Иоанна, мудрый настоятель Лавры благословил его затвориться в пещере, в которой подвизался некогда первый из преподобных насельников Печерской обители – святой Антоний.
Однако и здесь не сразу одолел преподобный искушавших его духов. Великие испытания пришлось преодолеть праведнику. Сатана видимым образом нападал на него и всячески пытался изгнать усердного монаха с места его подвижнических трудов. Три десятка лет вел непрестанное сражение святой Иоанн с духами тьмы, устрашающими его и насылающими на него разные козни. И только лишь благодаря Милосердию Божиему и молитвенному предстательству за многострадального монаха преподобного Моисея Угрина удалось Иоанну одержать верх над терзающей его страстью и никогда более ею не соблазняться.
После этого угодник и сам уже мог наставлять страждущих, как противостоять духам тьмы.
Остаток жизни провел он в благочестии, мало беседуя с братией и почти не выходя из своей небольшой пещерки. Известно лишь, что часто посещал его один инок, также страдающий наваждениями от блудных демонов и ищущий утешения в наставлениях опытного старца. Этот то инок и составил описание подвижнического жития угодника, включенное впоследствии в Киево-Печерский Патерик.
Известно также, что, предвидя заранее дату своего преставления, святой Иоанн, вырыл достаточно обширную яму и, попрощавшись со всею братией, взошел в нее. Он хотел засыпать тело свое землею целиком, но Господь, по Милосердию Своему, не позволил праведнику сделать это. Бог разрешил Иоанну взойти в подготовленное углубление лишь по пояс. В таком-то положении подвижник и оставался до часа своей кончины, последовавшей 18(31) июля 1160 года. В таком положении оставили его монахи и после преставления многострадального своего собрата.
Тело праведника оставалось нетленным и источало многие врачевания страждущим. В таком положении оно оставалось вплоть до ХХ-го века, и лишь в начале минувшего столетия, по свидетельству архиепископа Димитрия Самбикина (1839-1908 гг.), мощи чудотворца поместили в раку.
ПОЧЕМУ ЭТОГО ПОДВИЖНИКА ИМЕНУЮТ МНОГОСТРАДАЛЬНЫМ?
Многострадальным этого праведного старца Церковь именует потому, что многие испытания довелось претерпеть святому Иоанну по Божьему Попущению и много пришлось ему в своей жизни пострадать. Немало искушений наводил на него властитель тьмы и его приспешники, немало терзали демоны его душу и плоть, однако угодник достойно преодолел все эти козни с Помощью Небесного Владыки и предстательства за него святого Моисея Угрина – известнейшего помощника всякому, кто взывает к нему о помощи в борьбе с духами блуда.
Житие подвижника ценно еще и тем, что в нем сохранилось дословное изречение святого Иоанна о страстях, записанное некогда печерским иноком. Многострадальный подвижник понимал суть постигающих людей искушений так: «Мы пригвоздили ум к плотолюбию, потому то Бог и попускает на нас праведным судом Своим страсти, ведь мы никогда не приносили плодов, достойных покаяния».
КАК ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН СПАСАЛСЯ ОТ БЕСОВСКИХ НАПАДЕНИЙ
Бесы жестоко искушали подвижника. Ради укрощения плоти святой Иоанн с самого начала жизни в обители возложил на себя строжайшее воздержание. По нескольку дней не вкушал он пищи и не пил воды. Лишал себя сна, проводя ночи в молитвенном бдении. В таких трудах провел угодник три года, но блудные помыслы и возжение плоти не оставили его.
Иоанн решил усилить подвиги. Чтобы еще более усмирить тело, он совлек с себя иноческие одежды и облачился в кованные вериги, но и эти его усилия были тщетны.
Тогда Иоанн вошел в пещеру преподобного Антония Печерского и слезно взывал о помощи у мощей основателя Лавры. И святой Антоний услышал страждущего и помог своему последователю. В тонком видении он явился многострадальному иноку и поведал, что тому нужно затвориться в пещере, в которой некогда подвизался сам старец, чтобы полностью отсечь всякое общение, через которое мысли о блуде соблазняют его. Иоанн так и поступил: заперся в пещере и провел там три десятка лет…
Как-то в дни Великого поста подвижник вошел в вырытую им яму и, полностью ограничивая движения своих ног, засыпал их землею. Над поверхностью остались лишь руки и голова. В таком положении провел он весь великопостный период.
Однако и в эти очистительные дни не оставлял его сатана. Обратившись в змея, властитель преисподней стал угрожать подвижнику, всячески устрашая его и добиваясь, чтобы тот покинул место своего спасительного делания и со страхом бежал. Но святой Иоанн с кротостью претерпевал эти бесовские наваждения.
Дошло даже до того, что в День Светлого Воскресения Христова Великий змей напал на праведника и, разинув зловонную свою пасть, хотел было поглотить монаха. Однако страдалец из змеиной утробы возопил к Небесному Владыке о помощи, и тотчас по сердечному призыву его разрушились чары диавола. Змей исчез, и только лишь борода да власы на голове подвижника надолго остались опаленными.
В тот день воззвал святой Иоанн к Создателю. Он умолял Владыку Вселенной вразумить его, для чего Он попустил Своему слуге такое страшное испытание. Господь же ответствовал монаху: «На тебя наведены были искушения по силе терпения твоего. Чтобы, искушенный огнем, ты явился чист, как золото. Свыше же сил не попускает Бог искушения человеку, чтобы, изнемогши, не был он поруган лукавым змеем. Как мудрый господин, вручает Он крепким и сильным рабам великие дела, а немощным и слабым незначительные и легкие».
И только лишь после усердных прошений угоднику Божию Моисею, известному гонителю блудных бесов, почувствовал многострадальный праведник облегчение. Божественное утешение снизошло на него, и действие искушающих его страстей ослабело. С тех пор бесы блуда не могли уж более причинять подвижнику вред и не показывались ему видимым образом.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ИКОНОГРАФИИ ЭТОГО СВЯТОГО
Древнейшим изображением подвижника считается его совместный лик с прочими печерскими праведниками на образе «Успение Богородицы», некогда украшавшем иконостас над гробницей царевны Софьи Алексеевны. Сегодня эта реликвия находится в Государственном Историческом музее.
Гравюры XVII-го века с изображением святого Иоанна Многострадального сохранились в Киево-Печерском Патерике. Здесь подвижник изображен до половины закопанным в землю, а вокруг него представлены Спаситель и Два Ангела, один из которых вручает преподобному венец из райских цветов. По мотивам этого изображения впоследствии выделился отдельный извод иконографии святого подвижника.
Иконографические сюжеты этого подвижника часто запечатлевают сцену нападения на него сатаны, принявшего облик змея, а также сцену молитвенного взывания угодника к преподобному Моисею Угрину – помощнику всякого христианина, сражающегося с блудной страстью.
В Киево-Печерской обители над саркофагом с нетленными останками святого Иоанна находится его образ, выполненный в XIX-м столетии лаврскими иконописцами под руководством монаха Иринарха. На нем угодник изображен по пояс закопанным в землю, а рядом с ним находятся свеча и череп – символ мощей св. Моисея Угрина. Данный извод широко распространен и в современной иконографии праведника.
В композициях Собора Печерских угодников святого Иоанна Многострадального изображают обычно также, как и прочих насельников прославленной Лавры: в монашеском одеянии и в черном клобуке.