Древний мир очень любил цветные драгоценные и полудрагоценные камни. Вспомните хотя бы описание Нового Иерусалима – украшениями оснований стен его служат: яспис, сапфир, халкидон, смарагд (изумруд), сардоникс, сердолик, хризолит, берилл, топаз, хризопрас, гиацинт, аметист. (Откровение 21:19, 20).
А потом люди заметили, что многие полудрагоценные камни удобны для резьбы (из-за своей твёрдости). Так появилась глиптика – искусство резьбы на полудрагоценных камнях.
Камея Празднество в честь Вакха. Сардоникс. Рим 1 век н.э:
В древности были известны два основных вида глиптики – инталии и камеи. Различать их очень просто (запомните, потом где-нибудь прослывёте опасным интеллектуалом) на инталиях изображение всегда как бы вдавлено вовнутрь, на камеях оно выпуклое, рельефное. Вот и вся разница. И те, и другие называются общим словечком – геммы.
Камея Венера и Орёл. Сардоникс. Рим 1 век н.э.:
Сегодня мы будем говорить о камеях. По одной простой причине. Адекватно сфотографировать инталию, лежащую под стеклом на витрине практически невозможно. По крайней мере, в условиях любительской съёмки. А я привык в своих статьях пользоваться своими фотографиями. Кстати, именно поэтому все фотографии в статье исключительно авторские
Император Каракалла. Рим 3 в н.э. Оникс, золотая оправа новая:
Размеры? Я специально не убираю маленькие музейные номерочки рядом с камеями. Каждая из этих бирочек размером примерно с ноготь мизинца. Вот и делайте выводы. Примерно с небольшую пуговицу. Есть конечно и очень большие и совсем крошечные экземпляры, но, это скорее исключения.
Ливия. Рим 1 век н.э. Мастер Евтих. Сардоникс, золотая оправа новая:
Психея в рабстве у Венеры. Александрия 1 век н.э. Сардоникс:
Камеи были чем-то похожим на медальоны, которые носили на память. Но изначально, вся глиптика выросла из личных перстней.
Голова амура. Рим 1 в н.э. Халцедон:
Одной из самых популярных форм камеи является скульптурная головка, изображающая профиль человека или бога.
Камея Агриппина Младшая. Рим 1 в н.э. Сардоникс, золотая оправа новая:
Для чего нужны были камеи? Помимо уже упоминавшихся перстней, они могли служить застёжками на одежде (естественно дорогой и статусной), амулетами, оберегами, печатями, частью украшений корон, браслетов, в конце концов, просто красивыми и приятными безделушками.
Камея Рука касается уха. Сардоникс. Рим 1 век н.э. (здесь явно какой-то намёк или оберег):
Одним из наиболее известных и ценных материалов для создания камеи является сардоникс – полудрагоценный камень с разноцветными слоями. Этот камень обладает особыми свойствами, которые делают его идеальным для резьбы и создания уникальных эффектов света и тени.
Омфала. Рим 1 в н.э. Сардоникс:
Почти на уровне полудрагоценных камней котировалось и стекло, ибо было достаточно редко и дорого
Аполлон с лирой. Стекло, золотая оправа новая, Рим 2 в н.э.
Медуза Горгона. Стекло, золотая оправа новая, Рим 2 в н.э. (вот это точно «от сглазу». Помните, чем занималась эта дама?)
Искусство камеи требует большого мастерства и терпения. Мастерам нужно обладать глубоким знанием о материале, его структуре и возможностях, чтобы создать красивую и проникновенную работу.
Император Септимий Север Рим 2 в н.э. Стекло, золотая оправа новая
Одним из преимуществ камеи является их прочность и долговечность. Они сохраняют свою красоту и яркость на протяжении долгих времен и становятся настоящими наследственными сокровищами.
Кроме того, небольшой размер, очень высокая художественная и, чего скрывать, материальная ценность, сделали камеи популярным предметом для коллекционирования в 16-18 веках. Богачи и знаменитости Европы, наперебой скупали эти произведения искусства для того, чтобы потом хвастаться этими коллекциями среди своих. Примерно в то же время у многих камей появились золотые оправы, которых не было в античном оригинале.
Император Коммод. Рим 2 – 3 век н.э. Сардоникс, золотая оправа новая
Вакх. Рим 1 век н.э. Стекло, золотая оправа новая
Какая из камей понравилась вам больше всего? Напишите, можно просто указать номер под фото от 1 до 14