Найти в Дзене

Детские страхи. Часть 2. Откуда берутся чудовища?

У любого страха может быть множество причин. Это и особенности физиологического развития, и социальные факторы, провоцирующие повышение тревожности. Все мы знаем, что есть прирожденные фантазеры, которые сочинят сказку даже в условиях самого рутинного дня. Сюда же можно отнести и гиперчувствительность, имеющуюся гипоксию, недостаток физической активности. Иногда страхи появляются просто в силу раннего возраста, по принципу – чем младше, тем меньше ребенок знает, тем больше пространство неизвестности и тем самым больше места для фантазии. Однако не следует забывать, что появление повышенной тревожности, страха или тем более фобии не может быть связано исключительно с физиологией ребенка или наследственностью. Важно также учитывать одну из основных специфических особенностей детских страхов. Часто у детей нет, если так можно выразиться, прямого, непосредственного контакта с реальной угрозой. Их страх формируется из поступаемой извне информации, из их ближайшего окружения. Другими словами

У любого страха может быть множество причин. Это и особенности физиологического развития, и социальные факторы, провоцирующие повышение тревожности. Все мы знаем, что есть прирожденные фантазеры, которые сочинят сказку даже в условиях самого рутинного дня. Сюда же можно отнести и гиперчувствительность, имеющуюся гипоксию, недостаток физической активности. Иногда страхи появляются просто в силу раннего возраста, по принципу – чем младше, тем меньше ребенок знает, тем больше пространство неизвестности и тем самым больше места для фантазии.

©Метафорические ассоциативные карты "Интуитивные образы"
©Метафорические ассоциативные карты "Интуитивные образы"

Однако не следует забывать, что появление повышенной тревожности, страха или тем более фобии не может быть связано исключительно с физиологией ребенка или наследственностью. Важно также учитывать одну из основных специфических особенностей детских страхов. Часто у детей нет, если так можно выразиться, прямого, непосредственного контакта с реальной угрозой. Их страх формируется из поступаемой извне информации, из их ближайшего окружения. Другими словами, ребенок «считывает» реакции, поведение, эмоции и даже ощущения окружающих его взрослых. Ему не остается ничего другого в силу незрелости определенного уровня когнитивного восприятия реальности. Проще говоря, у него еще нет собственных знаний и опыта, которые могли бы рационализировать возникающие у него переживания. А это необходимое условие, чтобы снизить уровень беспокойства и тревоги. Единственный детский инструмент, имеющийся для этого – фантазия. То, за что часто ругаем своих детей, на самом деле является своего рода механизмом адаптации, который помогает ребенку пережить неизвестность, с которой он столкнулся на каком-то этапе своей жизни.

©Метафорические ассоциативные карты "Интуитивные образы"
©Метафорические ассоциативные карты "Интуитивные образы"

Другими словами, ребенок «считывает» реакции, поведение, эмоции и даже ощущения окружающих его взрослых. Ему не остается ничего другого в силу незрелости определенного уровня когнитивного восприятия реальности. Проще говоря, у него еще нет собственных знаний и опыта, которые могли бы рационализировать возникающие у него переживания. А это необходимое условие, чтобы снизить уровень беспокойства и тревоги. Единственный детский инструмент, имеющийся для этого – фантазия. То, за что часто ругаем своих детей, на самом деле является своего рода механизмом адаптации, который помогает ребенку пережить неизвестность, с которой он столкнулся на каком-то этапе своей жизни.

©Метафорические ассоциативные карты "Интуитивные образы"
©Метафорические ассоциативные карты "Интуитивные образы"

Эта особенность детской психики создает почву для ситуаций, когда мы сами невольно зарождаем страх в своих детях. Начиная с самых первых шагов, когда мама боится, что ребенок выйдет на проезжую часть, подойдет слишком близко к качели, которая может его ударить, выльет на себя кипяток, порежется стеклом, попробует на вкус стиральный порошок, его укусит пчела, он поскользнётся, промочит ноги и заболеет, список потенциальных угроз можно продолжать бесконечно. Суть в том, что, если мама по каким-то причинам не смогла справиться со своим страхом, ребенок стопроцентно это почувствует. Здесь нужно упомянуть об одном из фундаментальных особенностей функционирования психики. Психика запоминает ощущение, образ, символ, независимо от того, говорим мы о ребенке или взрослом человеке. Опредмечивание – навык исключительно мозга. Когда ребенок чувствует, что маме страшно, у нее бьется сердце и появилось нетипичное для нее волнение, он не способен понять, что маме, например, просто не очень симпатичны лягушки. Он даже не знает еще, что зеленое существо перед ним так называется. Но подсознание в этот момент уже сделало отметку, что где-то здесь опасность. Это вовсе не значит, что ровно с этого дня ребенок начнет плакать при виде лягушек. Так, кстати, часто формируется страх насекомых, животных, воды, высоты, замкнутых пространств. Кроме того, если на определенном этапе жизни возникнет неблагоприятная для конкретного ребенка ситуация, психика может вспомнить про свои накопленные к этому времени воспоминания. На помощь придет, как мы уже знаем, фантазия, и вот мы уже имеем вполне сформированный страх, возможно даже фобию. Ребенок демонстрирует избегание потенциально опасных для него ситуаций, может возрасти привязанность к родителям или сформироваться страх одиночества.

Если ребенок является обладателем чрезмерно богатого воображения, то причиной возникновения страхов может стать элементарный бесконтрольный просмотр мультфильмов или компьютерные игры.

©Метафорические ассоциативные карты "Интуитивные образы"
©Метафорические ассоциативные карты "Интуитивные образы"

В этом случае даже изначально положительная эмоция может трансформироваться в нечто пугающее. Это происходит из-за того, что понравившийся эпизод хочется пересматривать снова и снова, героя хочется изображать, представлять его себе в деталях. Естественно, все это с применением фантазии, герой улучшается, параллельно сознание ребенка вспоминает, что есть еще и злодей, образ которого также трансформируется. Если в этот момент кто-то из родителей или родственников решит воспользоваться, безусловно с благими намерениями, образом героя или злодея, которым так впечатлился ребенок, ему нужно быть готовым, что вполне возможно через какое время это станет поводом для похода к психологу.

Продолжение следует...