Найти тему

Права клиента и обязанности психолога в соответствии с кодексом РФ

В России всё ещё нет закона о ведении психологической и психотерапевтической практики, хотя обсуждают его введение уже больше десяти лет. В связи с этим деятельность психологов никак и никем не регулируется, и при выборе специалиста остаётся опираться либо на предоставленные им дипломы, либо на рекомендации знакомых, либо на симпатию и чутьё (кому что по душе).

Несмотря на этот существенный, как по мне, минус, в 2012 году Российское Психологическое сообщество разработало Этический кодекс психолога, содержания которого обязательно касаются при преподавании Психологии в вузах. Его пунктам в своей терапевтической и консультационной работе должны следовать психологи и психотерапевты вне зависимости от модальности [Транзактный анализ / Гештальт-терапия / КПТ и т.д.], в которой они работают.

Зная эти пункты, как мне видится, клиент сможет не ошибиться при выборе специалиста и не получить дополнительных "травм" сверх тех, с которыми он обращался изначально.

Кодекс довольно увесист, поэтому ниже я сократила основные пункты и публикую основные выжимки для вашего удобства, а для большего понимания приведу антипримеры по каждому пункту.

Поехали!

1. Уважение, беспристрастность, отсутствие дискриминации клиента

Психолог не должен относиться предвзято к клиенту, опираясь на его возраст, пол, ориентацию, национальность, вероисповедание, социально-экономический статус, физические возможности и другие подобные характеристики.

Антипримеры:

"Да вы еще молодая, вот и воспринимаете всё так чувствительно!"
"Вы же мужчина, будьте сильнее этого!"


2. Конфиденциальность

Информация о клиенте, полученная в ходе работы, не подлежит распространению. Психолог также не должен отыскивать о клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач.

Антипример:

"Да у меня клиент работает в Газпроме на должности техдиректора! Светленький такой, конопатый, зовут Сергей; так вот у него проблемы с мамой, представляешь!"


3. Осведомленность и добровольное согласие клиента

Сюда относится информирование клиента о том, что происходит в процессе работы, и желание клиента совершать выбранные совместно с психологом изменения.

Антипример:

"Мой клиент не готов вести дневник эмоций, говорит, не его формат, но я-то знаю, как лучше, я ж психолог!"


4. Самоопределение клиента

Это значит, что клиент имеет право вступать в профессиональные отношения с психологом и прекращать их, а также выбрать другого психолога.

Антипример:

"Я сразу заключил с клиентом контракт на пять лет работы, иначе вдруг ему не понравится, и он уйдет."


5. Компетентность

Психолог должен предоставлять только те услуги и использовать только те методы, которым обучался и в которых имеет опыт. Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности.

Антипример:

"Я подсмотрел в интернете, как проводятся расстановки, пока не очень понимаю, но разберусь по ходу дела, благо есть, на ком тренироваться..."


6. Ответственность

Психолог должен избегать причинения вреда и нести ответственность за свои действия. Ответственность особенно велика, если клиент страдает от медикаментозной зависимости или ограничен в своих действиях.

Антипример:

"Хоть мой клиент и на антидепрессантах, я не упускаю возможности сказать ему, что надо быть сильнее и не раскисать, в Африке дети куда хуже живут!"


7. Честность

Психолог должен осознавать ограниченность как своих возможностей, так и возможностей своей профессии (условие установления диалога между профессионалами различных специальностей). Психолог не должен использовать профессиональные отношения в личных интересах. Психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения с клиентом.

Антипример:

"Вы сказали, что вам ребенка оставить часто не с кем? У меня дочка няней подрабатывает, давайте вы её номер запишете?"


8. Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно критиковать их профессиональные действия

Если Психолог считает, что его коллега действует непрофессионально, он должен указать ему на это конфиденциально.

Антипример:

"А вы к какому психологу раньше ходили? К этому? Ой, да ведь он шарлатан, дипломы свои купил и вообще грубиян!"

Каждый из вышеизложенных пунктов в равной степени важен. К сожалению, в жизни бывает всякое: не исключено, что вам попадется квалифицированный специалист, который при этом, скажем, нелицеприятно отзывается о вашей внешности или профессии, не слышит ваши потребности, активно настаивая на своём, или критикует своих коллег по цеху.

Но предупреждён значит вооружен. Помните пункт 4: если вас что-то не устраивает, не бойтесь сказать об этом или выбрать другого терапевта.

А вы сталкивались с подобными антипримерами? Что думаете? Буду рада обратной связи и вашим историям!

Желаю доброго дня!

Ваш психотерапевт Галина Левченко.