Применение кассетных боеприпасов мгновенно выявило проблему, о которой многие пользователи средств индивидуальной бронезащиты предпочитали помалкивать, при этом чётко осознавая суть вопроса. Я говорю про тех, кто в районах боевых действий носит так называемый «плитник» - бронежилет, защищаемая поверхность которого равна самой пуленепробиваемой плите плюс иногда боковых пластин, выполненных или из баллистической ткани (арамидных пакетов), или из таких же бронеэлементов, что и основная плита.
Печаль ситуации состоит в том, что плитник в силу своих конструктивных особенностей не прикрывает ряд жизненно-важных органов, которые прикрывает обычный бронежилет. Если мы берём, например, «Ратник» 6Б45 в полной комплектации, то видим, что у носящего его бойца прикрыты от поражающих элементов шея, плечи, пах. По весу – не намного больше, чем плитник, обеспечивающий тот же, пятый, уровень защиты (в основной проекции) от пуль. Однако, защищаемая от осколков поверхность резко больше.
Человек, носящий 6Б45, попавший под разрывы кассетных боеприпасов, вне всякого сомнения, будет защищён лучше, чем тот, кто будет в плитнике. Вероятность того, что рой поражающих элементов не достигнет жизненно-важных органов, у владельца бронежилета значительно выше, и это даже не может быть предметом обсуждения в силу очевидности. С этого места начнётся нытьё по поводу веса плитника и его физиологической удобности. Однако вот тут, на собственном опыте точно не соглашусь с такими нытиками – когда стоит вопрос жизни и смерти, то пара килограмм дополнительного веса не могут быть оправданием беспечности, а «удобность» - это вопрос привычки, который решается тренировками, ну, и мотивации, если хотите. Если хотите жить, конечно.
Здесь стоит вспомнить, откуда появился плитник. Его придумали бравые американские зольдаты, военный контракт которых требовал пребывания в зоне боевых действий исключительно в средствах защиты, чтобы при получении ранения страховые компании не задавали глупых вопросов. Ушлые янки нашли выход – сменив громоздкий и тяжелый штатный бронежилет на «формальный бронежилет» для страхового случая – этот самый плитник. Это уже потом производители плитников дали много пищи своим потребителям, обернув эрзац-бронежилет в красивую обёртку военной моды. Согласимся, сегодня разве что самый захудалый бойчишко не поражён необъяснимым желанием приобрести (задорого даже) сей продукт, который заведомо не обеспечивает защиту, как штатный бронежилет.
Пелерина – так называется элемент шлема пожарного, который защищает шею огнеборца от огня и других травмирующих факторов. Некоторые производители средств защиты начали проводить эксперименты по созданию осколочно-устойчивой пелерины, которая могла бы крепиться на штатном или нештатном боевом шлеме и обеспечивать защиту шеи военнослужащего от поражающих элементов или осколков. Из подразделений, куда направлялись опытные образцы, поступили самые разные отзывы – от исключительно негативных, до абсолютно положительных. Анализ отзывов дал ясную картинку: негативно воспринимают пелерину там, где принято отдавать предпочтение плитникам, где правит бал условная «мобильность» в ущерб защищённости. Положительные отзывы шли из подразделений, где командиры приучили своих бойцов к необходимости носить штатные бронежилеты с дополнительными средствами защиты – и бойцы нашли в этом очевидную выгоду. Вероятно, подобный элемент боевого снаряжения в эпоху распространения кассетных боеприпасов может (и должен!) стать штатным.
Стоит вспомнить и боевой защитный комплект (БЗК) 6Б49, более известный как «Пермячка», который обеспечивает защиту плечевых суставов, кистей рук, бёдер, коленных и локтевых суставов, паха, лица и шеи от стальных шариков диаметром 6,35 мм, летящих со скоростью 250 м/с. То есть, от типовых поражающих элементов кассетных боеприпасов. Сам костюм обеспечивает защиту от прямого воздействия открытого пламени в течение 15 секунд – автору известно как минимум два случая, когда после поражения и пожара в боевой технике, военнослужащие, одетые в БЗК, успевали выбраться наружу, не получив ожогов.
Подводя итого, констатируем, что кассетные боеприпасы ставят крест на плитниках, как бы их не защищали любители военной моды. Отныне в подразделения (и в первую очередь в сознание военнослужащих) должны вернуться штатные средства защиты, которые при своём конструировании изначально рассчитывались на устойчивость к самому широкому спектру средств поражения. А не для галочки в страховом договоре.