Найти тему

Карл XII Куриная лапка. Часть II.

Семья Норденхильм произошла от мэра Норрчёпинга Нильса Андерссона, который в 1602 году был зачислен в Упсальский университет и в больших масштабах торговал железом, которое он скупал у горняков Эстергётланда.
Его сын Андерс (Андреас) Нильссон Норкопенсис (1633–1694) был зачислен в Упсальский Университет в 1650 г. и в 1658 г. стал учителем будущего генерал-губернатора и фельдмаршала Нильса Бильке. Вместе с ним предпринял учебную поездку в Париж в 1661–63, которую описал в обширном путевом дневнике. В 1667 году он был назначен профессором практической философии в Упсальском Университете, но получил разрешение еще раз совершить поездку, на этот раз в качестве учителя для полковника Густава Круса. В поездке побывали во Франции, Германии и Италии. Пока Норкопенсис был за границей, кто-то другой получил его профессуру, но в 1672 году он смог занять профессуру латинского красноречия.
За 14 лет работы профессором Норкопенсис провел не менее 88 защит. Его лекции были посвящены обычному в то время выбору классических авторов, в дополнение к риторическим произведениям Аристотеля и Цицерона, он читал лекции по историческим авторам Цезарю, Саллюстию, Ливию и Светонию. Норкопенсис был одним из выдающихся латинистов своего времени и своей страны, его можно назвать предшественником золотого века шведской латыни в 18 веке. Его величайшая работа - это перевод первых двух частей « Атлантики» О. Рудбека (1679–1689 гг.) На «исключительно элегантную и правильную латынь».
В академической консистории Норкопенсис поддерживал своего друга О. Рудбека в его спорах с большинством консистории, например в деле о печатнике Г. Курионе.
В 1686 году Норкопенсис был назначен наставником будущего короля Карла XII, а в следующем году стал канцлером и секретарем и был посвящен в рыцари (получив дворянство стал Норденхильмом). Хорошо известны его письменные диалоги с царственным учеником.
Осиротевший и в пятнадцатилетнем возрасте монарх довольно скоро развил в себе твердый и непреклонный ум (граничащий с упрямством), который составляет основную черту его темперамента.
Из выдержек интеллектуальных упражнений кронпринца, совершенно ясно, как уже в детстве принцу внушили опасную веру в своем высшем суждении и, согласно абсолютистской системе догматов управления, приучили его видеть окружающий мир в смиренном подчинении своему просвещенному разуму. Почти каждое из этих мыслительных упражнений или моральных диалогов ведется таким образом, что принц одерживает верх в обмене идеями, а его визави признает свое сокрушительное поражение. Метод воспитания, целесообразность которого могла бы быть подвергнута сильному сомнению, не в последнюю очередь для молодого короля, чья склонность упорно отстаивать предвзятое мнение и доводить его до конца ясно проявляется уже во время эти упражнений. Прослеживаются и другие черты характера Карла XII, такие как его склонность к сдержанности, склонность к воинственным занятиям и сильное чувство справедливости. Можно также обнаружить, что воспитание, которое он получил (упражнения изобилуют библейским языком и латинскими моральными изречениями), могло привить ему строго религиозный взгляд на жизнь, точнее религиозный фатализм, который стал самой противоречивой чертой Карла XII.
Еще одна черта, привитая от юности, которую не смогли искоренить простые привычки полевой жизни и которая проявляется поразительно сильно во многих письмах Карла XII, — это его саркастическая манера по отношению к женитьбе и особенно по отношению к дамам, несмотря на то, что Карл XII внешне добросовестно выполнял все требования вежливости по отношению к женщинам.
Во время похода армии женщин не допускали. При оставлении зимних квартир жены офицеров и служащих покидали армию.
"lusten för de gifta mannen var snart all"
(похоть и для женатых заканчивается)
В ответ на распространенный слух о том, что он сам женится, король поясняет в письме своей сестре из Саксонии в 1706 году, что он
"lärer blifva vigder vid soldathopen i lust och nöd att lefva och dö"
(учусь быть верным клятве жить и умереть в солдатском лагере)
"mariage söka mest alla vi, som här vid denna arméen äro, att undvika"
(брака больше всего стараемся избежать мы, находящиеся здесь, в этой армии)
И когда Хедвиг-Элеонора в 1712 г. напомнила про обещание, которое король ей когда-то дал, жениться когда ему исполнится 30 лет, он отшучивается, прося отсрочки, пока он не достигнет 40-летнего возраста или, по крайней мере, «до тех пор, пока требует война, что кажется наиболее верным сроком, который может быть, ибо, когда человеку навязывают слишком много всяких дел, ничего не успеваешь». Упомянутое препятствие к браку так и не было устранено при его жизни, даже после возвращения на родину он, как и прежде, избегал, насколько возможно, общения с женщинами .
Карл XII и Ульрика Элеонора встречались после возвращения короля из Турции лишь дважды: в Вадстене 30 авг. 1716 г. и в Кристинехамне 21 марта — 2 апреля 1718 г.
В юнности Карл XII сблизился в тесной дружбе со своим шурином, мужем своей старшей сестры Хедвиг-Софии (умерла в декабре 1708 г) герцогом Фридрихом IV Гольштейн-Готторпским ( погиб в битве при Клишове 1702 г). Пр отношению к герцогской чете он проявил расточительную щедрость, был озабочен интересами Гольштейна, обеспечивал безопасность наследия Гольштейна, удерживая там шведские войска. В частности, король проявляет озабоченность о благополучии племянника, молодого герцога Карла Фредрика, почти в каждом письме к сестрам он приветствует «маленького К. Ф.» или «маленького герцога», внимательно следит за его успехами и «безмерно поздравляет», когда ему сообщают, что он начал учиться.
Король перенес свою любовь к сестре на молодого, рано оставшегося без отца и матери герцога, в котором он, вероятно, видел своего возможного преемника на шведском престоле. Неоднократно он заявляет, что «интересы Швеции никогда не могут быть отделены от интересов Гольштейна» и что «у него нет более высокого желания, чем то, что может привести к продвижению интересов герцога». По возвращении на родину он позволяет своему дорогому племяннику приехать к нему в Сконе.
После смерти Карла XII "маленький герцог" бежал в с.Петербург под защиту Петра I. Женился на его старшей дочери Анне Петровне, их сын Карл Пе́тер У́льрих - Петр III.

Для иллюстрации почерка
Для иллюстрации почерка
образец почерка
образец почерка