Сегодня мы поговорим про Американскую мечту! Ведь какой же мил-человек, откуда-нибудь из-под Рязани, или, например, из-под Гродно, отказался бы прожить безбедную жизнь и скончаться во Флориде, будучи мультимиллионером?!
15 января 1983 года этот свет покинул Мейер Лански (Meyer Lansky) – он же «Малыш», он же «бухгалтер мафии», он же один из отцов-основателей преступного синдиката в Новом свете, и он же - Мейер Суховлянский, еврейский паренек, перебравшийся с родителями из Гродно (в настоящее время областной центр в Республике Беларусь) в США, в Нью-Йорк. Сегодня мы расскажем вам о человеке гораздо менее известном, чем Аль Капоне или Чарли «Счастливчик» Лучано. Зато, в отличие от этих господ, закончившим жизнь в достатке и не имевшем явных проблем с законом.
А теперь подробнее.
Детство-отрочество прошли неинтересно для нас, потому лишь упомяну основные вехи: Мейер родился в Гродно в 1902 году. Видимо, Российская империя не обещала богатых перспектив и золотых гор, поэтому в 1911 родители перевозят себя и сына в США.
Нью-Йорк стал отправной точкой очень многих процессов, в том числе и в преступном мире. Мейер оказался в нужном месте в нужное время.
Юношество в Нижнем Ист-Сайде в режиме постоянных разборок между молодыми голодными ирландцами, евреями и итальянцами быстро закалили парня на великие дела. Каждый держался своих - закон «мы с тобой одной крови» вполне работал не только в сказке про Маугли.
Именно в Нью-Йорке произошла судьбоносная встреча молодого итальянского отморозка Чарльза (Чарли) Лучано и паренька, пока еще пытавшегося выжить честным путем.
Чарли активно и успешно промышлял рэкетом. Учтем, что ему не было и 13-ти годков, но он уже имел приводы в полицию. Этакий волчонок. Подрастающий перспективный член американского общества предлагал жившим в районе еврейским мальчикам защиту от хулиганов всего за пенни в день. Бизнес процветал. Однако один мальчуган не стал платить. Лучано решил убедить малыша (5 лет разницы в таком возрасте – огромный перевес) кулаками, парень не сломался, а дал такой отпор, что два пацаненка сдружились и оставались в хороших отношениях почти до гробовой доски.
Грянули лихие 20-е годы. Сухой закон и огромное минное поле для деятельности предприимчивых людей. Ошибка, как и у саперов, часто бывала первой и последней, но работать за гроши были готовы не все.
Лучано уже был известен в преступном мире и на нем уже висели несколько убийств, но это не помешало ему, Лански и Багси Сигалу (Бенджамин Сигельбаум) сколотить отличный образчик банды из остатков когда-то славного сообщества «Файв Поинтс». Организация быстро зарекомендовала себя отчаянной жестокостью - слава пошла по всему Восточному побережью. Главный род деятельности – контрабанда алкоголя. Сопутствовавшие и побочные направления бизнеса – подпольная торговля спиртным, мошенничество, рэкет. Обычный букет стандартной шайки. Мейер были «головой» сообщества, Багси, известный страстью к убийствам – «руками», Лучано работал за двоих. Известно, что именно выходцу из Гродно принадлежит идея прятать виски в мешки, наполненные солью. Виски провозили морем, в случае опасности, мешки выбрасывали и они тонули, но позднее, по мере растворения соли, всплывали. Идея обыграна в фильме «Однажды в Америке».
На время пути-дорожки друзей разошлись: Чарли пошел на повышение и был принят в ближайшее окружение крутого мафиозо Джо «Босса» Массерии, где молодой человек столкнулся с патриархальными, уже несколько изжившими себя взглядами на «бизнес». Счастливчик постоянно общался с Мейером, и, видимо, тогда у них окончательно выкристаллизовалась идея «нового» варианта организации – старомодные взгляды не должны были мешать делать дела. По крайней мере, оба в последующем заявляли, что планировали создать синдикат еще в 20-е годы. Пришлось малость обождать.
В 1928 году началась война Кастелламарезе между многочисленными силами «старой гвардии» Джо Босса и новыми мафиози Нью-Йорка. Три года с улиц собирали трупы, многие сошли с дистанции, наглотавшись свинца или морской воды, но кто-то притаился, выжидая, когда уже победит одни и таки можно будет дальше вести дела, а не воевать – война мешает прибылям.
Лански и Лучано решили действовать и разработали шикарную комбинацию – шахматный гамбит, в котором роль жертвы отводилась Массерии. 15 апреля 1931 года Лучано заманил Джо Босса в ресторан, и, в какой-то момент, вышел в туалет. И надо же такому случится, что именно тогда в заведение ворвались четыре молодчика (один из них был Багси Сигал) и накормили главаря десертом из двух десятков пуль. «Поспешивший» на выстрелы Чарли нашел Джо мертвым, а налетчиков и след простыл.
Дальше все было разыграно как по маслу: Лучано тут же объявил мир с главным противником Массерии – Сальваторе Маранцано. Была созвана беспрецедентная конференция специалистов теневого профиля (до 500 участников), на которой Чарли предложил новую структуру синдиката. Мало того – Лучано убедил всех в ее полезности.
Мафия Нью-Йорка должна была разделиться на пять «семей», а над ними должен был стоять «босс боссов». Организацию назвали «Коза Ностра». Напоминает «Крестного отца» от Марио Пьюзо, не так ли?
В реальности, сами мафиози использовали слово «синдикат» или «организация». Активное продвижение названия «LCN» - «La Cosa Nostra» («наше дело») началось правительственными органами и прессой во времена Эдгара Гувера и, вероятно, для его же спасения. Дело в том, что господин Гувер, являясь руководителем ФБР, десятилетиями настаивал, что никакой мафии или организованной преступности в США нет. Когда же доказательства стали неоспоримыми, силовик смог воскликнуть, что «всегда знал» о «коза ностра» - и представить образцы прослушки, где итальянцы постоянно говорили о «нашем деле», что не удивительно, ведь говорили они на итальянском.
Но я отдалился от темы. Итак. Тридцатые годы город Большого Яблока встретил относительным затишьем, миром пяти семей, теоретически подчиняющихся capo di tutti capi – «боссу боссов». Всесильным господином являлся Сальваторе Маранцано.
Красиво. Снаружи. Под покровом внешнего спокойствия происходила кипучая деятельность – Сальваторе понимал, что Лучано имеет огромный вес и, фактически, занял место покойного Массерии. «Босс боссов» решил, что Счастливчику пора уходить на покой. На дело, для надежности, был нанят даже не итальянец, а сторонний ирландский «художник» Винс «Бешенный Пес» Колл. Задаток из 25 тысяч долларов запустил процесс. Но Маранцано немного перепутал. В планы Чарли вообще не входило становиться хладным трупом, мало того, он уже активно претворял в жизнь план Мейера Лански по устранению так недолго правившего главы преступного мира.
10 сентября 1931 года четыре еврейских гангстера, подобранные Лански, убили единственного в истории capo di tutti capi в его же собственном кабинете. Что интересно, уходя по черной лестнице, убийцы столкнулись с Винсом Коллом, а тот, узнав, что произошло, просто развернулся и свалил – 25 тысяч карман не тянут, а раз заказчик мертв, то и заказ исполнять не нужно. П - Профессионал!
По результатам всех этих событий предложенная на конференции схема практически не нарушилась, просто пустующее место «босса боссов» занял Лучано, хотя сам он себя так не называл – должность «официально» упразднили. Главные же изменения произошли в сознании гангстеров: Чарли активно внушал своим людям, что соблюдение традиций роли не играет, единственное, что важно - это деньги.
Вы можете спросить, почему я, в основном, рассказываю о Чарли, а не о поминаемом нами Мейере. Готов понять негодование, но видите ли какое дело. Лански вообще ОЧЕНЬ старался не выходить на первый план. И, надо сказать, ему это удавалось просто феноменально.
О реальном же влиянии на дела могу сказать однозначно – прозвище «серый кардинал» хорошо бы подошло Мейеру, но обычно его называли «Малыш». Однако этот скрытный господин фактически рулил всеми делами синдиката в те годы, несмотря на то, что публичным лидером являлся «Лаки» Лучано. Сложно описать ярко деятельность теневого лидера. Попробуйте красочно рассказать как трудится ваш мозг – это проблема, гораздо проще глаголить о том, как вы расквасили кому-то нос и вышли победителем в драке, но ведь именно мозг давал кулакам все руководящие указания.
Как бы то ни было – о «Малыше» уважительно отзывались решительно все, даже не любящие чужаков по крови сицилийцы.
Аль Капоне говаривал, что ему потребовалось много времени, чтобы осознать, что «этот Мейер лучше понимает итальянцев, чем сам я. Я уже говорил, что, возможно, родила его еврейка, но вот вскормила точно сицилийка».
Лучано неоднократно высказывался о способностях своего друга в превосходной форме: «он видит сквозь стены», «он в курсе всех интриг», «его курок всегда взведен», имея ввиду, что Лански всегда знал, как себя вести и как избежать вероятной опасности.
Правление парочки продолжалось недолго. Фактически с нуля созданная организация работала как часы, но публичное лидерство всегда привлекает внимание. В 1936 году за Лучано взялся прокурор Томас Дьюи - человек, очень серьезно допекавший многих в преступном мире. И ладно бы только допекал – прокурор успешно добивался реальных сроков, а вот это уже напрягало.
Лучано получил 40 лет отсидки за сутенерство – самое суровое наказание по подобному обвинению в судебной практике. За сотрудничество с Правительством (Чарли организовал теневую охрану портовых доков во время войны и помогал вербовать сицилийцев для вторжения войск союзников в Италию) Счастливчика освободили в 1946 году. Руководитель синдиката вышел на свободу, но был выслан на историческую родину. Несмотря на многочисленный попытки, вернуться в США ему так и не удалось – он умер в аэропорту Неаполя в 1962 году. Хотя нет, обманул – удалось, но в гробу – Чарли похоронили в Нью-Йорке.
Как Вы думаете, кто фактически управлял делами организации, пока Лучано сидел и пытался «рулить» из-за океана? Правильно – неизвестно. Слухи упорно приписывают руководящие роли Мейеру, но доказательств нет. Даже когда в 1951 году его имя всплыло по громкому процессу картежника Фрэнка Эриксона, никто так и не смог сказать – что это за Лански такой. Даже в «Нью-Йорк Таймс», обладавшей широчайшей сетью информаторов и крупнейшим справочным бюро ничего не смогли нарыть на Мейера. Его называли «Спортсмен», перепутав с Джозефом «Драчуном» Ланцой – настолько умно вел дела фактический управляющий мафией. Добавлю, что во время крупнейшего Кефауверского расследования по делам организованной преступности, Лански даже не вызвали на судебное заседание.
Итак, общественность не знала о выходце из давно павшей империи ничего, но гангстерам «Малыш» был хорошо известен как «мозг организации» - в нем, в первую очередь, видели человека, который способен успешно поддерживать стабильность всего синдиката, пока Лучано сидит за решеткой. Мейеру доверяли главное – деньги. Он распоряжался вкладами, схронами, распределял доходы (в том числе передавал Чарли его долю даже в Италию, для чего нанимались специальные курьеры). Именно Лански был идейным вдохновителем и фактическим разработчиком игорного бизнеса, активно процветавшего в Гаване во времена пребывания у власти диктатора Фульхенсио Батисты. Это «дело» принесло миллионы всем. Например, Батиста получил единовременно три «лимона гринов» на свой счет в швейцарском банке плюс ежегодные перечисления 5% сумм от операций. «Таки с Вами п'гиятно иметь дело!», - наверное эти слова говаривал диктатор при личных встречах с Мейером.
На протяжении всей жизни и до самой своей смерти в 1983 году положение Лански в преступном мире было незыблемо – никакие передряги не могли потревожить покой человека, мозг и четкое управление которого позволяло парням зарабатывать деньги. Конечно, под него пытались копать, но только в 1970 году Мейеру предъявили первое обвинение – в утаивании доходов. Это 1970 год, господа! Учтите - Лански 68 лет и он полвека как «в бизнесе», а тут первое обвинение! Уникальный человек.
Старый еврей таки отреагировал на потуги федеральных властей решительно и умно – эмигрировал в Израиль. Там он быстро получил гражданство и в 1972 году вернулся в США.
Пенсионное спокойное просиживание у телевизора малость подпортили власти, а сердечный приступ и операция не добавили здоровья. В 1973 году его таки затащили в суд, но… оправдали, чем немало расстроили Правительство. В 1974 году государство прекратило все попытки преследования 72-летнего мафиози. Видимо чиновники расписались в собственном бессилии.
Умер Мейер Лански 15 января 1983 года в Майами от рака легких. Ни разу не сидевший, придумавший и сотворивший преступную организацию континентального масштаба, этот человек спокойно покинул бренный мир, оставив нам пример того, как можно многого добиться, правильно используя мозг. Ну а наследникам он оставил состояние, примерно оцениваемое в 400 миллионов долларов и это – у не работавшего, уж простите, «старого бедного еврея». Снимаю шляпу.
Нам осталось выпить в память о великом, хоть и мало известном человеке. Предлагаю Cosa Nostra Scotch Whisky. Бутылка не в духе дел Мейера, но название очень подходит случаю. Пьем!
Подписывайтесь на Пьём помин!