После революции 1-го сентября 1969 года король Идрис был свергнут и власть в Ливии взяли в руки молодые, патриотически настроенные офицеры во главе с Муаммаром Каддафи.
После национализации имущества и активов королевской семьи и итальянцев, живших в Ливии хозяевами, а так же нефтедобывающих иностранных компаний, в руках "Молодых офицеров" оказались огромные богатства, которые они направили на благоденствие собственного народа, тем более, что всего-то населения было меньше двух миллионов человек. Скоро ливийцы стали одними из богатейших людей на планете.
Для них строились роскошные больницы, школы, дома. Покупались самые лучшие и дорогие сорта чая, кофе и других продуктов и товаров народного потребления, которые продавались на внутреннем рынке по очень низким ценам.
Очень скоро ливийцы, осознав свою исключительность, перестали работать сами, предпочитая нанимать на работу иностранцев, толпами приезжавших сюда на заработки из соседних, стран. В том же Египте, в 70-е годы, попасть на работу в Ливию, или Саудовскую Аравию считалось Счастьем.
Есть даже египетский анекдот: - В США не нашлось достойного кандидата в Президенты. После долгих раздумий они решили пригласить на этот пост египтянина из Верхнего Египта. (Верхний Египет - это две полоски по берегам Нила, где живут, в массе своей, крестьяне. Жители Дельты считают саидцев туповатыми и простаками)
Делегация из США прибыла в Египет. Там, выбрав, подходящего на их взгляд, саидца, они предложили ему занять пост Президента США.
-Спасибо конечно, - ответил саидец, -я ничего не имею против США, но, сейчас не могу. Я получил разрешение на работу уборщиком улиц в Саудовской Аравии.
Где-то 90% населения, если не больше, Ливии сосредоточено в прибрежной полосе Триполитании и Киренаики. Здесь с сентября по апрель часто идут дожди, мягкий климат и плодородная почва. В пустыне живут туареги - кочевые племена. Есть несколько крупных оазисов. А на самом юге с богатой Ливией соседствует нищий Чад, который Франция долго и нещадно грабила.
Северные районы Чада - это Нищета с большой буквы. Владелец 20 коз - это уже богатый человек!
И вот эти бедолаги каким-то образом узнали, что без знания языка могут сказочно разбогатеть, поработав всего год в Ливии.
Они, организовавшись в группы, договаривались с туарегами, чтобы те проводили их через пустыню в прибрежную полосу.
Там туареги оставляли их в каком-то пункте, где они ждали работодателей. Ливийские фермеры, владельцы частных строительных компаний и другие предприниматели, нуждающиеся в неквалифицированных работниках, приезжали туда для найма рабочих.
Как правило, они работали год. Зарабатывали за это время около 1000-1500 долларов США (Ливийский динар стоил тогда больше 3 долларов США). Кормились с ферм, ливийцы отдавали им свою старую одежду, так, что через год они, так же группами, зашив заработанные деньги в одежду, возвращались домой.
Дома покупали коз, женились на одной, а то и двух девочках и всё! Жизнь удалась!
Они могли целыми днями сидеть возле своих хижин болтая с соседями, приторговывая гуманитарной помощью, которую время от времени западные страны засылали в Чад, пока жены пасли коз, готовили еду и делали все остальные дела, которые должна делать хорошая жена чадского крестьянина.
Это был необходимый пролог перед рассказом об ограблении самого большого ювелирного магазина Триполи.
А теперь собственно об ограблении:
Как-то на точку, где негры ожидали работодателей, приехал роскошный кадиллак. Из него вышли трое молодых мужчин, одетых в дорогие, европейские костюмы. Они прошлись среди чадцев, минуя молодежь, но останавливаясь перед самыми возрастными неграми.
Выбрав подходящего кандидата, задавали ему вопросы на арабском, английском, или французском. Если кандидат отвечал, шли дальше. Наконец нашли бедолагу, уже седого, который довольно долго маялся на точке и совсем было отчаялся получить работу. Убедившись, что старик не знает ни одного языка, молодые люди повели себя как-то странно.
Они, униженно кланяясь негру, бережно взяли его под руки, подхватили его узел с тряпьем, повели к машине, распахнули перед ним дверь, с поклонами усадили и повезли в Триполи. Сказать, что все остальные негры были в шоке - ничего не сказать!
Сначала они заехали в магазин, где купили ему полный комплект самой дорогой одежды от носок до костюма.
Купили ему авторучку, калькулятор, зажигалку, дорогие сигареты, в ювелирном отделе купили золотое кольцо.
Оттуда отвезли его частную баню, где его помыли, сделали ему массаж. Затем в ресторан. И всё это с униженными поклонами, поддерживанием под локоток.
Старый негр, одуревший поначалу, начал понимать, что он - какая-то очень важная персона. Постепенно освоился со своим новым положением,
начал покрикивать на парней, если они что-то не понимали.
И вот этого чисто вымытого, подстриженного, надушенного, сытого, шикарно одетого негра, привезли в самый дорогой ювелирный магазин столицы.
Хозяин сам бросился обслуживать VIP клиента, а старый, одуревший от всего происходящего, негр, уже прочно вжился в роль олигарха, вел себя соответственно.
Парни объяснили владельцу магазина, что это- Его Превосходительство Чрезвычайный и Полномочный Посол Кении. Завтра у его супруги день рождения, и он хочет сделать ей небольшой, скромный подарок в пределах 350 - 450 тысяч долларов.
Хозяин усадил негра в кресло. Распорядился принести гостю кофе, а сам метнулся к сейфам, где хранились самые дорогие побрякушки. Ну и началось действо.
Парни, выработавшие за время общения с негром, свой, понятный им, сленг, оценивали бриллиантовые ожерелья, колье, перстни... . Какие-то отвергали, какие-то одобряли и откладывали.
Так они выбрали украшений на сумму около трех миллионов долларов.
А затем, как бы обсудив ситуацию с негром, обратились к владельцу магазина:
-Господин Посол боится, что выбранные им украшения могут не понравиться супруге, а возвращать такие вещи назад - весьма проблематично.
Понимая щекотливость ситуации и чтобы избежать излишних неудобств, он предлагает отвезти эти вещи супруге, чтобы она сама выбрала то, что ей понравится.
Понимая, что вещи очень дорогие, Господин Посол останется в магазине, как лучший гарант сохранности драгоценностей. Посольство не так далеко. Всё займёт минут сорок.
При этом они периодически обращались к негру, тот важно кивал. Хозяин согласился.
Забрав выбранные коробки, парни уехали, а негр остался сидеть в кресле, попивая кофе, куря сигареты и играя с калькулятором.
Что было дальше вы уже догадались. Когда хозяин забеспокоившись, начал задавать негру вопросы, тот, окончательно осознав себя какой-то безумно важной шишкой, пускал ему дым в лицо и отвечал на своем родном языке.
Наконец кто-то из приказчиков догадался подсказать хозяину позвонить в посольство.
Позвонили. Поговорили. Узнали много нового.
Приехала полиция.
Негра арестовали и посадили. Кажется на год. За нелегальный переход границы.
Другие негры тоже нелегально переходили границу, но власти закрывали на это глаза, а этого посадили. Надо же было хоть за что-то посадить!
Парней не нашли. Возможно, что они тоже были не ливийцы.
Эту историю мне рассказали ливийские офицеры-танкисты, когда я работал в Триполи в танковой школе Тикбали, где Советский Союз готовил зампотехов и командиров танковых бригад.