Найти тему

Равновеликий Нейгаузу

Расстроившись, сочла книгу неудачной покупкой и отложила в сторону...

#6"Приходи во вторник, почитаем"!

Лето, жара... Думаете, статья о фортепианной педагогике сейчас не по сезону? А вот и нет! Согласно статистике моего канала, наибольшей популярностью сейчас, как ни странно, пользуются мои видеоуроки по фортепиано и теории для взрослых:

Уроки фортепиано для взрослых с нуля. | Музыкалка с Татьяной Брунько | Дзен

Теория для всех | Музыкалка с Татьяной Брунько | Дзен

Этот факт, а также тот факт, что год Рахманинова продолжается, и определили выбор книги для моей серии "Приходи во вторник, почитаем"!

Знакомьтесь: книга Герарда Кимеклиса " Николай Сергеевич Зверев и его система воспитания музыкантов" М., 2023 год.

Эту книгу я приобрела в ходе моего исследования "Кисловодский детектив: страсти по Рахманинову".

Кисловодский детектив: страсти по Рахманинову | Музыкалка с Татьяной Брунько | Дзен

Я пыталась выяснить: был Рахманинов в Кисловодске в 1888 году вместе со своим учителем Н. С. Зверевыми и соучениками или не был? И пришла к мысли, что, возможно, найду ответ в трудах о самом Звереве, если таковые имеются. Первым делом Гугл выдал мне книгу В. В. Крутова "Николай Сергеевич Зверев: личность, судьба, эпоха." Она вышла в 2019 году в издательстве музея-усадьбы Рахманинова "Ивановка". Не найдя электронной версии и не разобравшись, как же, всë-таки, можно заказать еë, я продолжила поиск. Книга будет любезно подарена мне позже, после конференции в Ивановке, и станет предметом следующей статьи.

Одно из видео, посвящённых участию в VII Международной научно-практической конференции "С.В.Рахманинов и мировая культура":

В итоге, я нашла в интернете книгу Г. Кимеклиса и от нетерпения поскорее получить ответ на свой вопрос, тут же заказала еë.

Фото автора.
Фото автора.

Вот ролик о распаковке, посылки, в которой были ещё два интересных издания:

Увы, ответа на свой вопрос о посещении Рахманиновым Кисловодска я в ней не нашла, как и в книге В. Крутова. Расстроившись, сочла книгу неудачной покупкой и отложила в сторону... Но обратившись к ней сейчас, нашла массу полезных и созвучных лично моей педагогической направленности мыслей. А это так утешает!

Фото автора.
Фото автора.

Личность выдающегося педагога Николая Сергеевича Зверева, как вы заметили, стала привлекать понимание исследователей только в последние годы. Между тем, его роль сравнима с ролью самого известного советского фортепианного педагога Г. Г. Нейгауза! Для сравнения достаточно вспомнить, что Н.С.Зверев воспитал С. В. Рахманинова и А. Н. Скрябина, а Г.Г.Нейгауз Святослава Рихтера и Эмиля Гилельса. Это только из великих. А у каждого было еще и немало просто выдающихся учеников.

Две книги о Звереве имеют совершенно разную направленность и удачно дополняют друг друга. Если труд В.Крутова -это подробное и порой дотошное историческое исследование, то в книге Г.Кимеклиса содержится попытка осмыслить методику преподавания Зверева. Об этом чётко говорят их подзаголовки.

Надо сказать, что фортепианная методика для меня не просто содержание моей ежедневной работы в музыкальной школе (наряду с теорией). Это ещё и сфера моих научных интересов. В 1997 году я защитила дипломную работу "Комплексная методика развивающего обучения в фортепианных классах ДМШ" на втором своём, фортепианном факультете.

Фото автора.
Фото автора.

Диплом защищала у профессора С.М.Мальцева. Об этом я писала в статье

Поэтому с особым трепетом я открыла вторую, следовавшую за биографической, главу "На уроках". Вот мой добросовестный конспект.

Эта фраза сразу сделала меня апологетом Зверева:

"Зверев акцентировал внимание на сознательном, осмысленном подходе к задачам игры, высоко ценил роль интеллекта в процессе фортепианных занятий... Вслед за "постановкой" головы Зверев уделял большое внимание разумной и пианистически обоснованной постановке рук юного исполнителя" (с.50-51).

Ну а дальше - просто "я ваша навеки":

"... Николай Сергеевич учил предвосхищать пианистическое действие предварительным слышанием музыки, что a priori исключало мало внятную и небрежную игру. "Твоя голова должна прежде услышать то, что сыграют руки", - любил повторять он на уроках" (с.52).

Выражаясь языком современных психологии и физиологии, предваряющее слышание музыки в голове исполнителя, направляющее рациональные движения рук - не что иное как антиципация! Сколько трудов указанных наук посвящено ей! Сколько раз в том же смысле высказывались великие педагоги-пианисты (я привожу в своей дипломной работе кучу цитат)! Сколько проведено профессором С.М.Мальцевым, да и лично мной показов, докладов etc. на эту тему - детей по-прежнему учат "методом тыка". Вижу ноту - нажимаю клавишу - получаю звук. Видите? Звук в конце, а не в начале. Если пропеть мелодию, она зазвучит в голове. Но нет, только под пытками! Сломать стереотип даже у большинства моих учеников не получается: другие так не делают, почему я должен делать? Николай Сергеевич занимался с учениками такого уровня, что им для достижения внутреннего слышания не надо было петь. Но всё-таки, в начале - голова!

Фото автора из книги.
Фото автора из книги.

Само собой,

"Особое внимание уделялось формированию разнообразных технических навыков" (с.52).

Упражнения Ганона (причём, в разных тональностях), гаммы, многочисленные этюды - всё как положено.

А вот дальше - то, на что обычно даже в лучших учебных заведениях не хватает времени:

"Выработка пианистических навыков в классе шла рука об руку с развитием творческих способностей учащихся, формированием разнообразных умений в области музицирования. Ученики обучались исполнять без подготовки незнакомые произведения - по нотам "с листа". По первому требованию учителя надо было уметь транспонировать любое произведение, скажем, на уменьшённую квинту вверх, на увеличенную кварту вниз, на большую септиму и т.д." (с.54).

А ну-ка, господа пианисты, сядем-ка и странспонируем любое произведение из нашей программы на тритончик вверх или вниз! Слабо? Мне первой. А "зверята" это умели! Вот это "постановка головы"!

Игра в ансамбле, навыки импровизации - всё это было не в теории, всем этим ученики Зверева повергали в шок великих артистов, слушавших их. Примеры многочисленны.

Ещё одна особенность:

"В работе с учениками (тем более младшего возраста) Николай Сергеевич никогда не ограничивался общими замечаниями: именно здесь, на уроке, необходимо было выполнить или выучить то конкретное, о чём сказал учитель" (с.56).

Вот это профессиональная добросовестность!

"Занимаясь, ученик был обязан держать перед собой ноты (и видеть их!)" (с.56).

Оказывается, уметь видеть ноты, смотреть в них во время игры - это очень сложный навык! Наши юные гении, ещё не посмотрев в ноты, уже пытаются играть наизусть! Кто скажет, почему эта способность стала исчезать? Недостаточная координация движений? Рук с головой?

"Забота о тщательном соблюдении нотации, особенно в занятиях с младшими учениками, приводила к тому, что нотные тексты заданных произведений питомец разбирал здесь же, на уроке..." (с.56).

Значит, и нам не зазорно!

Фото автора из книги. Вот вам наглядная преемственность рахманиновского пианизма от листовского! Его учитель А.И.Зилоти был учеником Ф.Листа!
Фото автора из книги. Вот вам наглядная преемственность рахманиновского пианизма от листовского! Его учитель А.И.Зилоти был учеником Ф.Листа!

"В отличие от педагогов, бесконечно "обкатывающих" на уроках одни и те же произведения, Николай Сергеевич предпочитал быстрое прохождение репертуара... Другим принципом репертуарной политики Н.С.следовало бы назвать установку на разнообразие и новизну материала. Тем не менее, преследуя цель пробудить в учащихся дух соревнования, Зверев иногда давал сразу нескольким из них одно и то же произведение, которое изучалось ими одновременно" (с.58, 61).

В общем, налицо изобретательное разнообразие педагогических приёмов!

"На уроках Зверев почти никогда не прибегал к помощи инструмента, для того чтобы иллюстрировать свои требования, но зато широко использовал, как сказали бы сейчас, метод словесных пояснений" (с.60).

Конечно же, Г. Кимеклис уделяет в своей книге анализу взаимоотношений Н.С.Зверева с учениками. Психологическая составляющая - очень и очень важная сторона музыкальной педагогики.

"Не пренебрегая иной раз авторитарными методами, Николай Сергеевич вместе с тем в общении с детьми умел находить верный тон, благодаря которому устанавливалось доверие ученика к учителю, окрылявшее обоих" (с.63).

Более подробно нравственно-психологическую составляющую деятельности Н.С.Зверева автор рассматривает в следующей, третьей главе "Воспитание человека". Главная установка -

"...уроки Зверева, одного из ярких представителей отечественной музыкальной школы, во многом воспринимались "как требование, предъявляемое к нравственной сущности человека" (с.68)
Поэтому "его уроки музыки в какой-то момент становились уроками жизни" (с.8).

О том, как были организованы занятия "зверят" и что лично меня больше всего потрясает в его методе - в следующей статье-обзоре книги В.Крутова.

А что вас больше всего потрясает в системе Зверева? Вы бы хотели учиться у такого педагога? Подписывайтесь на канал, всё самое интересное только начинается!