Расстроившись, сочла книгу неудачной покупкой и отложила в сторону...
#6"Приходи во вторник, почитаем"!
Лето, жара... Думаете, статья о фортепианной педагогике сейчас не по сезону? А вот и нет! Согласно статистике моего канала, наибольшей популярностью сейчас, как ни странно, пользуются мои видеоуроки по фортепиано и теории для взрослых:
Этот факт, а также тот факт, что год Рахманинова продолжается, и определили выбор книги для моей серии "Приходи во вторник, почитаем"!
Знакомьтесь: книга Герарда Кимеклиса " Николай Сергеевич Зверев и его система воспитания музыкантов" М., 2023 год.
Эту книгу я приобрела в ходе моего исследования "Кисловодский детектив: страсти по Рахманинову".
Я пыталась выяснить: был Рахманинов в Кисловодске в 1888 году вместе со своим учителем Н. С. Зверевыми и соучениками или не был? И пришла к мысли, что, возможно, найду ответ в трудах о самом Звереве, если таковые имеются. Первым делом Гугл выдал мне книгу В. В. Крутова "Николай Сергеевич Зверев: личность, судьба, эпоха." Она вышла в 2019 году в издательстве музея-усадьбы Рахманинова "Ивановка". Не найдя электронной версии и не разобравшись, как же, всë-таки, можно заказать еë, я продолжила поиск. Книга будет любезно подарена мне позже, после конференции в Ивановке, и станет предметом следующей статьи.
Одно из видео, посвящённых участию в VII Международной научно-практической конференции "С.В.Рахманинов и мировая культура":
В итоге, я нашла в интернете книгу Г. Кимеклиса и от нетерпения поскорее получить ответ на свой вопрос, тут же заказала еë.
Вот ролик о распаковке, посылки, в которой были ещё два интересных издания:
Увы, ответа на свой вопрос о посещении Рахманиновым Кисловодска я в ней не нашла, как и в книге В. Крутова. Расстроившись, сочла книгу неудачной покупкой и отложила в сторону... Но обратившись к ней сейчас, нашла массу полезных и созвучных лично моей педагогической направленности мыслей. А это так утешает!
Личность выдающегося педагога Николая Сергеевича Зверева, как вы заметили, стала привлекать понимание исследователей только в последние годы. Между тем, его роль сравнима с ролью самого известного советского фортепианного педагога Г. Г. Нейгауза! Для сравнения достаточно вспомнить, что Н.С.Зверев воспитал С. В. Рахманинова и А. Н. Скрябина, а Г.Г.Нейгауз Святослава Рихтера и Эмиля Гилельса. Это только из великих. А у каждого было еще и немало просто выдающихся учеников.
Две книги о Звереве имеют совершенно разную направленность и удачно дополняют друг друга. Если труд В.Крутова -это подробное и порой дотошное историческое исследование, то в книге Г.Кимеклиса содержится попытка осмыслить методику преподавания Зверева. Об этом чётко говорят их подзаголовки.
Надо сказать, что фортепианная методика для меня не просто содержание моей ежедневной работы в музыкальной школе (наряду с теорией). Это ещё и сфера моих научных интересов. В 1997 году я защитила дипломную работу "Комплексная методика развивающего обучения в фортепианных классах ДМШ" на втором своём, фортепианном факультете.
Диплом защищала у профессора С.М.Мальцева. Об этом я писала в статье
Поэтому с особым трепетом я открыла вторую, следовавшую за биографической, главу "На уроках". Вот мой добросовестный конспект.
Эта фраза сразу сделала меня апологетом Зверева:
"Зверев акцентировал внимание на сознательном, осмысленном подходе к задачам игры, высоко ценил роль интеллекта в процессе фортепианных занятий... Вслед за "постановкой" головы Зверев уделял большое внимание разумной и пианистически обоснованной постановке рук юного исполнителя" (с.50-51).
Ну а дальше - просто "я ваша навеки":
"... Николай Сергеевич учил предвосхищать пианистическое действие предварительным слышанием музыки, что a priori исключало мало внятную и небрежную игру. "Твоя голова должна прежде услышать то, что сыграют руки", - любил повторять он на уроках" (с.52).
Выражаясь языком современных психологии и физиологии, предваряющее слышание музыки в голове исполнителя, направляющее рациональные движения рук - не что иное как антиципация! Сколько трудов указанных наук посвящено ей! Сколько раз в том же смысле высказывались великие педагоги-пианисты (я привожу в своей дипломной работе кучу цитат)! Сколько проведено профессором С.М.Мальцевым, да и лично мной показов, докладов etc. на эту тему - детей по-прежнему учат "методом тыка". Вижу ноту - нажимаю клавишу - получаю звук. Видите? Звук в конце, а не в начале. Если пропеть мелодию, она зазвучит в голове. Но нет, только под пытками! Сломать стереотип даже у большинства моих учеников не получается: другие так не делают, почему я должен делать? Николай Сергеевич занимался с учениками такого уровня, что им для достижения внутреннего слышания не надо было петь. Но всё-таки, в начале - голова!
Само собой,
"Особое внимание уделялось формированию разнообразных технических навыков" (с.52).
Упражнения Ганона (причём, в разных тональностях), гаммы, многочисленные этюды - всё как положено.
А вот дальше - то, на что обычно даже в лучших учебных заведениях не хватает времени:
"Выработка пианистических навыков в классе шла рука об руку с развитием творческих способностей учащихся, формированием разнообразных умений в области музицирования. Ученики обучались исполнять без подготовки незнакомые произведения - по нотам "с листа". По первому требованию учителя надо было уметь транспонировать любое произведение, скажем, на уменьшённую квинту вверх, на увеличенную кварту вниз, на большую септиму и т.д." (с.54).
А ну-ка, господа пианисты, сядем-ка и странспонируем любое произведение из нашей программы на тритончик вверх или вниз! Слабо? Мне первой. А "зверята" это умели! Вот это "постановка головы"!
Игра в ансамбле, навыки импровизации - всё это было не в теории, всем этим ученики Зверева повергали в шок великих артистов, слушавших их. Примеры многочисленны.
Ещё одна особенность:
"В работе с учениками (тем более младшего возраста) Николай Сергеевич никогда не ограничивался общими замечаниями: именно здесь, на уроке, необходимо было выполнить или выучить то конкретное, о чём сказал учитель" (с.56).
Вот это профессиональная добросовестность!
"Занимаясь, ученик был обязан держать перед собой ноты (и видеть их!)" (с.56).
Оказывается, уметь видеть ноты, смотреть в них во время игры - это очень сложный навык! Наши юные гении, ещё не посмотрев в ноты, уже пытаются играть наизусть! Кто скажет, почему эта способность стала исчезать? Недостаточная координация движений? Рук с головой?
"Забота о тщательном соблюдении нотации, особенно в занятиях с младшими учениками, приводила к тому, что нотные тексты заданных произведений питомец разбирал здесь же, на уроке..." (с.56).
Значит, и нам не зазорно!
"В отличие от педагогов, бесконечно "обкатывающих" на уроках одни и те же произведения, Николай Сергеевич предпочитал быстрое прохождение репертуара... Другим принципом репертуарной политики Н.С.следовало бы назвать установку на разнообразие и новизну материала. Тем не менее, преследуя цель пробудить в учащихся дух соревнования, Зверев иногда давал сразу нескольким из них одно и то же произведение, которое изучалось ими одновременно" (с.58, 61).
В общем, налицо изобретательное разнообразие педагогических приёмов!
"На уроках Зверев почти никогда не прибегал к помощи инструмента, для того чтобы иллюстрировать свои требования, но зато широко использовал, как сказали бы сейчас, метод словесных пояснений" (с.60).
Конечно же, Г. Кимеклис уделяет в своей книге анализу взаимоотношений Н.С.Зверева с учениками. Психологическая составляющая - очень и очень важная сторона музыкальной педагогики.
"Не пренебрегая иной раз авторитарными методами, Николай Сергеевич вместе с тем в общении с детьми умел находить верный тон, благодаря которому устанавливалось доверие ученика к учителю, окрылявшее обоих" (с.63).
Более подробно нравственно-психологическую составляющую деятельности Н.С.Зверева автор рассматривает в следующей, третьей главе "Воспитание человека". Главная установка -
"...уроки Зверева, одного из ярких представителей отечественной музыкальной школы, во многом воспринимались "как требование, предъявляемое к нравственной сущности человека" (с.68)
Поэтому "его уроки музыки в какой-то момент становились уроками жизни" (с.8).
О том, как были организованы занятия "зверят" и что лично меня больше всего потрясает в его методе - в следующей статье-обзоре книги В.Крутова.
А что вас больше всего потрясает в системе Зверева? Вы бы хотели учиться у такого педагога? Подписывайтесь на канал, всё самое интересное только начинается!