Иногда я вообще жалею, что у меня есть уши... И не только потому, что четвёртое десятилетие преподаю в музыкалке.
Некоторые музыканты могут спеть любую ноту, "ре" или "фа-диез" без предварительной подготовки, настройки. Они просто знают, как она звучит! Они также сразу слышат, в какой тональности играет пианист или оркестр. Это и называется "абсолютный слух". Другие музыканты так не могут. У них "относительный слух". Казалось бы, всё просто: чем лучше у человека способности для данного вида деятельности, тем выше его результаты. И наоборот. И, значит, все великие музыканты обладали вот этой врождённой памятью на высоту звука, то есть абсолютным слухом.
Насколько вопрос непрост, иллюстрирует хрестоматийный пример - отсутствие абсолютного слуха у П.И.Чайковского. Так нужен ли музыканту абсолютный слух или это бесполезный рудимент? Конечно, на эту тему написано много научной литературы. Но, думаю, каждый музыкант имеет свою точку зрения на этот очень спорный вопрос, исходя из собственного опыта. На моём канале уже началась дискуссия на эту тему в комментариях вот к этой статье:
Думаю, что вопрос может быть интересен не только музыкантам, но и всем интересующимся музыкой людям.
Если нет времени прочитать статью, но вам интересна тема, просто подпишитесь на канал, чтобы не потерять! Прочтёте, когда будет свободная минутка!
В своё время, будучи студенткой Санкт-Петербургской консерватории, я написала диплом по методике преподавания у легендарного профессора С.М.Мальцева. Ну что поделаешь, мне повезло учиться в то время, когда преподавали легенды! Прочтите об этом феноменальном музыканте по синей ссылочке, не пожалеете!
"Собачьим" называла абсолютный слух одна из теоретиков, профессоров консерватории. Конечно, имени её не назову. Мы, студенты, смеялись: "Просто у неё его нет!" На самом деле мысль её была проста. Как собаке дан от природы очень тонкий нюх, и в этом нет никакой её заслуги, так нет никакой заслуги и у абсолютников. Напротив, это им вредит. Как? Для того, чтобы понять, какие аккорды или интервалы звучат в музыке, обладателю относительного слуха надо проанализировать музыку. Абсолютнику, который это просто слышит, анализировать ничего не надо, а значит, его музыкальное мышление не развивается.
Задумываться о преимуществах абсолютного слуха я начала только в консерватории. До поступления туда я закончила ССМШ при Ленинградской консерватории, так называемую десятилетку. Читайте об этом в моей повести "Прозрачная девочка":
Или смотрите-слушайте на видео:
Там учились ребята с высочайшим уровнем музыкальных способностей. А вот в консерваторию приехали со всех концов страны самые разные студенты, и этот вопрос стал обсуждаться. Много было таких, которые, не обладая абсолютным слухом, жестоко страдали от этого и страстно мечтали его выработать! Некоторые близкие мне люди, тоже не буду их называть, чуть не поминутно спрашивали меня, чисто ли они спели ноту "ля". Или постоянно подходили к роялю, проверяя, правильно ли они поют тот или иной звук. Прямо до паранойи!
Могу сказать по собственному опыту, что абсолютный слух очень облегчает профессиональное обучение музыке на всех ступенях. О теоретических отделениях и говорить нечего. Диктанты-цифровки пишем на "раз-два", анализируем гармонию так же. Однако, я умудрялась совмещать теоретическое отделение с фортепианным и была очень удивлена, когда по обоим получила красные дипломы, потому что цели такой не было. Так получалось. Думаю, именно абсолютный слух помогал очень быстро разучивать новые произведения. Достаточно сказать, что когда я сдавала госэкзамен, моему сыну исполнился год. Заниматься я могла только когда он спал на балконе. Это всего 2-3 часа в день. Для часовой программы маловато!
А вот помогает ли абсолютный слух музыканту в его профессиональной деятельности, зависит, наверное, от того, на каком уровне вы работаете. Если вы, как С.В.Рахманинов, можете возить с собой свой рояль и настройщика, тогда проблем нет! Но если вы работаете на низовом уровне, как я, в провинциальной музыкалке, то возникают большие проблемы!
К счастью, у меня не самый лучший абсолютный слух! Да, он тоже бывает разного качества! Я, например, тональности в оркестре слышу не всегда, тогда как на фортепиано проблем нет. Но жалею я о том, что у меня есть уши, вовсе не потому, что работаю в музыкалке. Об этом позже.
Началось с того, что в школе моего родного городка в Брянской области, где я начинала работать, не было концертмейстера в классе скрипки. Туда-то меня и определили! Конечно, учебный год я как-то доработала. Но поскольку некоторые дети фальшивили даже больше чем на тон, я больше никогда не работала концертмейстером в классе скрипки.
Очень мучало меня то, что с учениками по фортепиано приходилось заучивать произведения на уроке, а, значит, повторять много раз одни и те же обороты. Моя музыкальная память цепляла их, и они не давали мне покоя, звуча в мозгу даже по ночам.
Зато пополнять репертуар мне было очень просто. Я просто садилась и играла то, что учили мои ученики, наизусть. Были такие времена, когда мои ученики в музыкалке играли и фуги Баха, и сонаты Бетховена.
Расскажу один просто катастрофический случай. Работая уже в Кисловодске, я аккомпанировала своему младшему сыну, который учился на саксофоне. Однажды мы с ним поехали на конкурс, неблизко, в город Волгодонск. Своеобразным подарком от нашей школы имени С.В.Рахманинова волгодонской школе имени великого музыканта. Решили, раз уж далеко едем, выступить надо во всех номинациях: кроме оркестровой, я приняла участие в фортепианной и композиторской. Так получилось, что в конкурсной сутолоке перед началом выступлений нашей группы не успели настроить саксофон под рояль на сцене. Выйдя уже на сцену перед жюри, я... постеснялась настраиваться. Никогда не забуду это ощущение катастрофы в первой пьесе! Хотя сын сыграл всё как надо. Перед второй пьесой всё-таки настроились и доиграли благополучно. И получили, конечно, только диплом лауреата 3 степени!
Но зато уж я отыгралась в других номинациях! Когда после вручения дипломов фотографировались с членами жюри, мне стыдно было слушать комплименты...
Но жалею я о том, что мой слух моментально улавливает малейшую фальшь вовсе не в музыке... А в интонациях человеческого голоса. Ну вот просто слышу и всё! Как та собака! А другие не слышат. И удивляются иногда моему странному поведению. Что с этим делать - просто не знаю!
А как вы думаете? Существует ли для вас проблема абсолютного слуха? Поделитесь своими историями в комментариях! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить публикации на интересующие вас темы!