Найти тему
Вечерняя Москва

Бассейн, вино и рецепты: этично ли действуют международные фармкомпании

Любопытная цифра проскочила в печати: 3,3 миллиарда рублей выплатили в 2022 году зарубежные фармкомпании российским врачам.

Значит, недаром больные подозревают, что доктора материально заинтересованы прописывать те или иные таблетки? Не все так просто. Дело даже не в том, что закон запрещает медработникам получать деньги от производителей лекарств, если это не оплата чтения лекций или участия в клинических исследованиях. Тут другая проблема: слишком трудно оценить эффективность «сотрудничества». Фармкомпания не может проконтролировать, сколько «нужных» рецептов выписано, а доктор не знает реальных продаж. Из-за этого при расчетах неизбежны конфликты. Поэтому производители действуют тоньше: убеждают врачей в эффективности своих лекарств и, возможно, чаще им об этом напоминают.

Медицинские представители компаний регулярно объезжают подшефные поликлиники. Ох, нелегкая эта работа! Попробуйте в разгар приема втиснуться в кабинет врача без талончика. Можно и клюшкой от какого-нибудь дедули получить. Медпреды занимают очередь, делая вид, что они такие же больные. А потом надо еще заставить замотанного хозяина кабинета в энный раз выслушать рассказ о чудесных свойствах препарата. Ведь повторение — мать учения! Наладить контакт помогают фирменные сувениры — ручки, блокноты, календари.

Раньше футболки с логотипами приносили, сумки.

Но визиты в поликлиники — лишь начало. Медпреды приглашают врачей на различные мероприятия, которые деликатно называют лекциями и конференциями. Обычно они посвящены какой-нибудь актуальной проблеме, например гипертонической болезни. Но уважаемый, со степенями и званиями, лектор обязательно расскажет, что в их клинике давление снижают вот таким-то лекарством. И — коллеги, внимание! — результаты отличные.

Препарат этот, разумеется, той самой компании, которая собирала врачей на лекцию. А это, кстати говоря, непростая задачка, свободного времени у докторов немного, их надо чем-то привлечь. Организаторы снимают залы в дорогих отелях и ресторанах, возят гостей в загородные дома отдыха. Медпреды заранее расписывают меню: мясные блюда, красная рыбка, хорошее вино. Действенным стимулом для участия в конференции является возможность поплавать в бассейне. Было время, врачей даже вывозили на «конгрессы» в Турцию.

 Фото: Pexels
Фото: Pexels

Насколько эффективны лекции в такой обстановке? Чего греха таить, врачей в первую очередь соблазняет перспектива приятно провести выходной. Кто-то везет с собой контейнеры для продуктов. Послушав для приличия первую лекцию, норовят улизнуть из зала, погулять по территории отеля. Некоторые записывают на конференцию коллег по поликлинике, а сами приезжают с подругами и мужьями, не имеющими медицинского образования.

Расходы получаются огромные (вспомним про 3,3 миллиарда рублей!), но все равно окупаются. В конце концов, врачи действительно начинают назначать препарат, который настойчиво продвигает компания.

Этично ли действует международная фарма, не пахнет ли тут подкупом практикующих специалистов, пусть и завуалированным? Конечно, пахнет, ведь все эти танцы с бубнами — ради увеличения продаж. Но есть и другая сторона медали. Немалая часть наших врачей, особенно старших поколений, давно не интересуется новинками фармацевтики. Именно от медпредставителей они узнают о появившихся в аптеках лекарствах. А кто расскажет о препарате лучше его разработчика?

Эксклюзивы "Вечерней Москвы"

Аналитики выяснили, кто чаще всего обращается за дизайн-проектом

Психолог Наумова рассказала, почему появляется страх беременности