Август 1945 года. На станцию "Заозерная" Красноярского края прибывает эшелон с бывшими военнослужащими, как демобилизованными солдатами, так и освобожденными из немецкого плена. Уже в 1950-м на Ирша-Бородинском разрезе началась добыча угля. А в 2016-м здесь добыта и отгружена 1 миллиардная тонна угля с начала эксплуатации. Этот рекорд не побит ни одним другим российским предприятием до сих пор.
Масштабы Бородинского угольного разреза впечатляют. Когда оказываешься на смотровой площадке, то поле, где ведется добыча, уходит за горизонт.
Как говорят в компании, площадь разреза превышает две тысячи гектаров (это более двух тысяч футбольных полей!!!). Протяженность карьера, где трудятся рабочие, более 7 км, ширина – 2 км, а глубина угольного пласта – до 100 метров. Если в 50-х года прошлого века, когда добыча здесь только началась, в год извлекали около одного миллиона тонн угля, то сегодня тут добывают свыше 20 млн тонн.
Бородинский разрез расположен в знаменитом Канско-Ачинском угольном бассейне. Помните, во времена СССР гремела всесоюзная стройка КАТЭК? Так вот. Это только одна из площадок того грандиозного промышленного освоения Сибири.
На крупнейшем угольном разрезе добывают бурый уголь. Это топливо, в основном, потребляется в Красноярском крае. Да, рентабельность добычи тут хорошая. Это не в шахтах извлекать полезные ископаемые. Но, если везти уголь далеко, то его цена серьезно возрастает. Но транспортировать топливо слишком далеко и не надо. Местные котельные, Красноярские ТЭЦ с лихвой потребляют добытое.
Особенность залегания угля позволяет использовать роторные экскаваторы, многие из которых сразу грузят добытый уголь в вагоны, успевай только подгонять пустые составы.
Выше уже говорил, что в 2015 году на Бородинском разрезе добыли миллиардную тонну угля. Так вот если этот объем погрузить в один железнодорожный состав, то его длина превысит 200 тысяч километров. Для сравнения, длина экватора 40075 км. То есть груженными вагонами можно пять раз опоясать экватор нашей планеты.
Десять лет назад Бородинскому разрезу присвоили имя Михаила Ивановича Щадова. Михаил Иванович - последний министр угольной промышленности СССР, ученый и инженер в области горного дела, доктор технических наук, профессор. Именно по его инициативе в Советском Союзе начала развиваться добыча угля более безопасным открытым способом.
Текст и фото Андрей Мужщинский