В честь грядущего дня шахтера продолжаем рассказывать о местах, где добывают уголь. В прошлый раз побывали на самом крупном угольном разрезе России - Бородинском. Сейчас отправляемся в карьеры по многим параметрам уникального разреза Березовский, что недалеко от города Шарыпово.
Итак, прежде чем, говорить о фишках Березовского разреза, расположенного в Шарыповском районе Красноярского края, пару вводных о предприятии. Как и Бородинский разрез, где мы побывали ранее, это месторождение входит в Канско-Ачинский угольный бассейн (та самая всесоюзная стройка КАТЭК). Тут также добывают уголь, делают это открытым способом. Полезные ископаемые залегают у поверхности. Первое топливо тут добыли в 1975 году. Мощность разреза - до 7 млн тонн угля в год.
А теперь расскажу о том, чем Березовский разрез уникален.
Сюрпризы начинаются с проходной. Там стоит алкотестер (ни на одном другом угольном разрезе Сибири, где доводилось быть, такого не видел).
Достал карточку личную, отметился, дунул в анализатор. Показал зелёный свет, проходи. Нет, на работу не попадешь, информация об инциденте сразу поступает начальнику участка. Анализатор реагирует на содержание алкоголя 0,16 промилле (когда систему внедряли, был 0) и выше. Норма, как для водителя. Короче, если был праздник, лучше сразу отпрашиваться от работы, попадешься, хуже будет)))
Следующий факт - тут работают самые крупные экскаваторы в России - ЭРШРД-5250. Они относятся, к так называемым, шагающим самоходным экскаваторам.
Благодаря своим габаритам стрела экскаватора может одновременно вырабатывать пласт высотой до 30 метров (это стандартный панельный девятиэтажный дом советской постройки).
На Березовском разрезе два шагающих экскаватора-гиганта добывают уголь, работая в паре. Это позволяет одномоментно охватить два угольных пласта общей глубиной до 60 метров.
Такие гиганты-экскаваторы дико прожорливы. Чтобы эта махина работала, электродвигатели одной машины потребляют до 4500 кВт/ч энергии. К каждому экскаватору подведена линия электропередач.
В общем, работа техники обходится предприятию в копеечку. Поэтому добыча угля на Березовском разрезе ведется в основном ночью, когда тарифы на электроэнергию ниже. Реальных затрат на ресурсы нам не сказали, но мы прикинули, что 20 минут работы роторного экскаватора днем стоит около одного миллиона рублей!!!
Не устали от фишек Березовского разреза? Продолжаем. Этот разрез работает в тесной связке с Березовской ГРЭС. Станция, расположенная между Дубинино и Шарыпово, - основной и главный потребитель добываемого угля. Оба промышленных объекта соединены уникальной конвейерной галереей протяженностью более 15 километров.
Это устройство полностью решает вопрос транспортировки топлива до станции. Добытый на разрезе уголь поступает на движущуюся ленту и прямиком едет до складов Березовской ГРЭС.
Ну и на последок, еще одна изюминка Березовского разреза. В силу объективных экономических причин компания должна постоянно думать о том, как нарастить объемы производства угля. А для этого, тут на месте занимаются инновационными разработками в углехимии. В частности, производят, как заверяют работники компании, бездымное топливо.
Наладка производства брикетов - мера вынужденная. В советское время планировали построить 12 ГРЭС, всем им Березовский разрез и поставлял бы бурый уголь. Ибо запасов там немерено, и добывать уголь легко. Но в итоге построена только одна ГРЭС - Березовская, и та не в полном варианте. Других потребителей, кроме ГРЭС, по сути, нет. Далеко бурый уголь не увезешь, быстро разлагается, решили начать выпускать новый вид топлива. К слову на производство брикетов идёт не весь добываемый ресурс. Ибо самого угля там треть, ещё треть это влага и ещё треть - примеси негорючие. Говорят, металлурги уже распробовали плюсы нового топлива, тепла больше, отходов меньше.
Как мы ходили на крупнейший в России угольный разрез - Бородинский можно прочитать тут. Площадь этого разреза сопоставима с площадью двух тысяч футбольных полей.
Текст и фото Андрей Мужщинский