Найти в Дзене
DEITA.RU

Владивосток теряет культурный код – как сохранить исторический центр

Спецпроект DEITA.RU «Мастер-план Владивостока»

Бездумная точечная застройка исторического центра губительна для Владивостока, считает известный профессиональный гид Татьяна Фоменко. Как нарушается архитектурный портрет города, что показывать туристам, как сохранить памятники и бороться с застройщиками и почему город оказался на пороге трагедии, в репортаже DEITA.RU.

Мы встретились с Татьяной на улице Пушкинской – одном из самых интересных и любимых горожанами маршрутов в историческом центре Владивостока. Она, как всегда, прекрасна – в изящном костюме в стиле конца 19 века, нежный образ сразу погружает в историю и атмосферу старого города. Татьяна – автор лекций об истории города и десятков уникальных авторских маршрутов по Владивостоку, выпускник Школы экскурсоводов при музее истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева.

Но повод для встречи нерадостный – скандальная стройка гостиницы в сердце Владивостока прямо под окнами сразу двух исторических зданий расстроила не только ценителей истории города, но и гостей, и местных жителей.

Административно-гостиничное здание прямо под окнами Ключевой, 5 и Пушкинского театра начали строить в этом году, и на всем протяжении стройку сопровождают скандалы – то обрушение грунтов, то повреждение водоснабжения, то грунтовые воды. А туристическим группам пришлось поменять маршрут, сначала из-за начала стройки, потом из-за разрушения лестницы этими самыми подземными водами, рассказала Татьяна.

«Маршрут действительно удивительный. Но в последнее время нам приходится менять его построение, участок отдали под застройку, а мы когда-то проходили сквозь него, здесь была тропиночка, были ступеньки. Потом в результате этой застройки, когда начали воду с Ключевой выводить за пределы котлована, она стала размывать лестницу. Сейчас она перегорожена, нам, конечно, обещают, что через 1,5 года мы снова будем ходить по лестнице, но пока нам приходится делать круг в три раза больше, чтобы обойти фуникулер и все прилегающие к нему памятники и спуститься на улицу Пушкинскую, это, конечно, создаёт проблемы», - рассказывает Татьяна.
-2
«Туристы, безусловно, ужасаются. Когда люди, видя множество интересных объектов вокруг, вдруг упираются в железный забор, в эту перегороженную лестницу, я не думаю, что в этот момент у туристов складывается благоприятное впечатление, что за этим городом стараются ухаживать и следить. Мне кажется, скорее противоположное. Ужас это вызывает и у меня, и у людей, любящих историю, которые относятся к ней с трепетом», - добавляет гид.
-3
«Пушкинская каждый раз раскрывается по-новому, каждый раз преподносит нам какие-то сюрпризы, и когда я привожу людей в тот или иной дворик, то многие восклицают: «Я всю жизнь прожил во Владивостоке, но никогда не видел его вот таким!» Многим предстоит сделать здесь невероятное количество открытий. Если, конечно, мы не испортим старый город, если мы не нарушим его экосистему, что сейчас, к сожалению, делается очень активно», - продолжает рассказ Татьяна.

По ее словам, почему-то сейчас считается необязательным соответствовать эстетике дореволюционного Владивостока, что в любой точке можно построить любой объект, и при застройке города не учитываются ни рельеф, ни архитектурный портрет, ни грунты.

«Мы стоим с вами на Ключевой сопке, у нас под ногами бьет ключ, он круглый год здесь. При любом строительстве эти воды создают сложности - когда этот водоразрез нарушается, как мы видим на рядом идущей стройке. Это создает проблему рядом стоящим памятникам, памятники подмывает. У нас лестницу фуникулера смыло, если вдруг кто-то не заметил!» - говорит Татьяна.
-4

Под боком у стройки единственный дом по улице Ключевой, 5, который сохранился до наших дней. По большому счету, Ключевой уже не существует, но дом все еще стоит. Это памятник архитектуры, здание, принадлежавшее уникальной личности для старого Владивостока – Михаилу Ивановичу Суворову. Это меценат, чьи дела до сих пор видны. Например, на Володарского стоит Народный дом, который построил Михаил Иванович, и большую часть сметы закрыл своими средствами.

На площадке, где сейчас идет строительство, жители хотели разбить сквер имени Суворова. Но земля была в аренде.

«Мы потеряли возможность разбить здесь сквер - появилась стройка, которая, на мой взгляд, нарушает все градостроительные нормы. Я, конечно, не специалист в градостроительстве, но я знаю федеральный закон об охране памятников архитектуры, в котором говорится, что у памятника в городе должна быть 100-метровая охранная зона. Но здесь, как выяснилось, эту зону можно сместить и практически под окнами построить если не высотку, то здание, как мы видим, явно превышающее застройку прилегающих к нему домов, являющихся памятниками архитектуры. Это нарушает целостный архитектурный баланс нашего города», - считает Татьяна Фоменко.
-5

«Много ли памятников мы уже потеряли?» – спрашиваем у Татьяны.

«К сожалению, да. Я имею ввиду не только полный снос здания. Мы можем пройти по улице Светланской, и увидеть массу объектов, которые представляют из себя по большому счету скорлупку. Мы уже не зайдем в роскошные парадные, не прикоснемся к дореволюционным кованым лестницам, не простучим каблучками по немецкой метлахской плитке - это тоже потери, потери уже безвозвратные. И когда я привожу туристов сюда, на Пушкинскую, мы в одну из парадных заходим, где все это еще сохранилось, это вызывает невероятный восторг.Мы ведь любим приезжать в другие города, например, Петербург, для Питера парадные – это вообще отдельная тема для разговора. А вот мы эту тему уже практически потеряли, увы. Я уж не говорю про те памятники, которые действительно были снесены, либо сейчас находятся под угрозой сноса. Не нужно сильно присматриваться – обратите внимание, сколько фальшфасадов закрывает дома исторического центра», - рассказывает Татьяна.
-6

По мнению гида, исторический центр города нужно оставить в покое. А все большие стройки перенести на территорию нового города Спутник.

«Мое личное мнение - исторический центр нужно оставить в покое. Во Владивостоке он не так велик. Мы можем с вами пройти от остановки «Университет» до конца Светланской, ну и немножко по Алеутской - вот он, исторический центр. Нужно оставить его в покое и заняться его реставрацией. Мне кажется, это самое полезное, что можно сделать для сохранения истории нашего города.К тому же, территории вокруг много, есть большие площади, где можно заняться застройкой - в конце концов, город Спутник. Вот вам, как говорится, все карты в руки, и стройте высотки. А историческим центром давайте любоваться таким, какой он есть, и улучшать его с точки зрения реставрации, приведения в порядок тротуаров, дорог. Чтобы туристы приезжали к нам в город и не говорили: «Господи, когда я до вас шел, передо мной трижды закончился тротуар!» Это ситуации из жизни. Давайте сделаем так, чтобы туристы не натыкались за углом на «вкусно» пахнущую свалку, на контейнеры вразнобой без контейнерных площадок, чтобы крысы под ногами у нас не бегали.Это реалии нашего времени, мне приходится с этим сталкиваться. Я очень люблю Владивосток и очень стараюсь показать его с лучшей стороны, и гостям, и жителям города. Но, к сожалению, люди видят еще и обратную сторону медали, и с этим я уже сделать ничего не могу», - делится автор экскурсии.
-7

Точечная застройка в исторической части города не только портит архитектурный облик, но и стирает так называемый культурный код города, считает она.

«Вообще особенность и характерная черта Владивостока - это его рельеф, поэтому, когда до революции город застраивался, он застраивался каскадно. И мы можем видеть по этой застройке лицо города, насколько оно органично и привлекательно.Когда здесь возникает высотная застройка, которая совершенно искажает рельеф и характер города, когда появляются точечные объекты, которые вообще не вписываются в органику старой застройки, конечно, для города это большая проблема и, я бы даже сказала, трагедия.Кроме того, что искажается полностью портрет города, но еще неграмотное строительство влечет за собой порчу памятников, которые у нас имеются, а ведь это наша с вами история, это то, чем стоит гордиться. Это и красота невероятная, и надежность, и дух того города, который многие жители любят», - считает Татьяна Фоменко.
-8

Как бороться с точечной застройкой? Ответ Татьяны неожиданный – по мнению профессионального гида, начинать нужно с образования и чиновников.

«Меры по охране истории должны быть комплексные: во-первых, должна быть популяризаторская история, чтобы люди понимали ценность. Ведь зачастую мы приходим к тому, что это красиво, это интересно и это ценно, в каком-то определённом возрасте. А до этого даже не задумываемся. И эту ценность нужно доносить, нужно давать понять, что люди живут в уникальном городе.Ведь сколько городов в нашей стране, по которым прошлись серьезные исторические катаклизмы, и дореволюционные постройки не сохранились вообще, они были заново отстроены. А мы имеем уникальную возможность прикоснуться к этой истории, дома более чем столетней давности здесь стоят!Ну и потом, если не только горожане, чье, я надеюсь, слово все-таки тоже имеет вес, но и люди, занимающиеся застройкой города, приведением его в порядок, будут видеть в этом ценность и особенность Владивостока, это тоже должно принести свои результаты», - отвечает гид.
-9

Настораживает горожан и объявленная реновация исторического центра, включенная в разрабатываемый мастер-план Владивостока. Речь идет об участке ниже «Проспекта Красоты» - улицах Всеволода Сибирцева, Володарского и Металлистов. Что конкретно понимается под реновацией, пока неизвестно, и истинных ценителей города это пугает.

«Единственная реновация, которая может касаться исторического центра, - это исключительно реставрация имеющихся объектов и приведение в порядок инфраструктуры центра города. Все остальное, что обычно закладывают в реновацию, для нашего города может быть просто губительным. Единственное, что мы может сделать для исторического центра, – просто его сберечь и привести в достойный вид», - считает Татьяна Фоменко.
-10

Однако, как показывает практика последних десятилетий «привести в достойный вид» оказывается непосильной задачей даже для почти столичного Санкт-Петербурга, который в разы богаче Владивостока – целые кварталы исторической застройки Северной Столицы фактически заброшены или годами ждут расселения и некоего планового ремонта, но… денег нет. Вот и старый Владивосток тут выступает в роли антикварного чемодана без ручки – тащить, то есть ремонтировать за муниципальный счет, тяжело, бросить жалко, ибо туристам больше показывать нечего, а продать коммерсантам под снос – линчует вся прогрессивная общественность. Не помогает здесь и попытка продажи с обременением – отреставрировать, сохранить исторический облик, назначение и т.п., такого инвестора днем с огнем не найдешь. Тут показателен в негативном плане опыт Владивостокской крепости – уже несколько мэров пытались выставить на торги ее объекты, но бизнес чего-то не выстроился в очередь за такими «лакомыми кусками» по рыночной цене – находятся далеко, ремонтировать долго, использовать неизвестно как, разве что от кредиторов оборону держать.

Очевидно, что будущая программа реновации исторического центра, должна быть основана на глубокой проработке всех аспектов с будущими застройщиками и сохранении того немногого, что еще осталось, а то над новоделами под историческую старину на месте снесенных памятников вся страна отсмеялась уже лет десять назад, да и потомки явно не простят.

Спецпроект ИА DEITA.RU «Мастер-план Владивостока»: 12 глав – 12 сфер жизни, важных для каждого жителя. Какая реновация ждёт Владивосток, поможет ли она решить старые проблемы города, как решить проблему пробок, точечной застройки, отсутствия парковочных зон и парков – говорим с экспертами, представителями власти и, конечно, жителями города, собираем образ будущего.