Автор: Сергей Михайлович Храмов, 2023 г.
11) ПРИЕМ «4 ПРИЧИНЫ»
Прием предполагает выделения из множества причин четырех основных. Как правило, четырех причин достаточно для понимания сути явления.
Алгоритм применения приема:
— выбрать исследуемое явление;
— выдвинуть гипотезы о четырех вероятных причинах этого явления;
— проанализировать сформулированные причины;
— после проведения анализа согласиться с вероятностными причинами, уточнить их список/формулировки либо поставить под сомнение.
Пример: «И действительно, если я стараюсь охватить умом все причины, почему старость может показаться жалкой, я нахожу, что их четыре: первая — та, что старость будто бы удаляет от дел; вторая — что она ослабляет тело; третья — что она лишает нас чуть ли не всех наслаждений; четвертая — что она приближает нас к смерти» [1, с. 363].
После перечисления 4-х причин Цицерон критически рассматривает каждую из них. Все 4 причины, приведенные в примере, ставятся Цицероном под сомнение.
В настоящее время в некоторых компаниях (например, в «Тойоте») применяется прием «5 почему», прообразом которого является рассматриваемая эвристика Цицерона.
12) ПРИЕМ «МАРШРУТ»
Формула приема: «Если будет то-то, то при таких-то условиях произойдет то-то, но также при некоторой возможности и то-то» [2].
Прием основан на условной логической связи, что делает его убедительным для слушателей (оппонентов). Может применяться при анализе фактов и их взаимосвязи, прогнозировании событий в развитии, написании текстов, в публичных выступлениях.
Вся логическая цепочка может быть помещена в одной фразе. Однако, это утяжеляет предложение и делает его трудным для восприятия на слух. Поэтому после составления полного предложения с помощью приема «Маршрут» оно может быть разбито на несколько простых. Так поступали многие ораторы еще в древности.
Для облегчения восприятия также может использоваться ритм, выразительность и даже рифмовать полученную логическую конструкции.
Пример преобразования формулы приемы в мнемонический стих
Если будет зябко, то
Ты с утра одень пальто.
Не забудь про шарфик днем,
Если будет снег с дождем.
Текстовая конструкция по формуле приема
Если знать приемы Цицерона, то их использование при выступлении позволит привлечь внимание слушателей, но при отсутствии фактов, примеров интерес к выступающему быстро спадет.
Рифмованный текст для легкого запоминания:
Зная формулу маршрута,
Выступленье будет круто.
Но без фактов содержанье
Не удержится в сознанье.
Примечание: Рифмованные тексты написаны автором публикации.
13) ОПОРА НА ФАКТЫ
Сопоставляя факты и причины, их породившие, Цицерон придает большее значение именно фактам.
Возможно, такой подход обусловлен тем, что установленный факт можно исследовать объективно, сопоставлять с другими фактами, делать обобщения, формулировать выводы. Что касается причин, то часто они носят вероятностный характер. К тому же условный факт уже известен, так как событие произошло. А причины необходимо еще устанавливать.
Не зря в первой половине ХХ века У. Черчилль в годы своей активности любил повторять: «Факты — упрямая вещь».
14) СЛЕДОВАНИЕ ОБЫЧАЯМ
Если обычай не закреплены в норме права, то следование ему либо игнорирование является личным делом. В то же время, Цицерон склоняется к следованию определенным обычаям, если в прошлом они приносили успех.
Пример: «И консулы при наборе войска следят, чтобы первый воин был со счастливым именем. Этот обычай ведь и ты знаешь и, когда был консулом и полководцем (imperator), свято соблюдал» [3].
Следование обычаям необходимо отличать от технологий, включающих в себя определенную последовательность действий. Например, выполнение тренинговых упражнений стоя либо в движении — это не обычай, а технология, основанная на эффектах психофизиологии.
15) УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
В качестве примера Цицерон приводит девяностолетнего Масинисса, который даже в таком возрасте все еще сохранял долю своих былых сил.
Возрастные особенности поведения заключаются в рациональном отношении к стоящим задачам. Тот же Масинисс, «отправившись в путь пешком, [...] уже не садится на коня; выехав верхом, [...] уже не сходит с коня [...]» [1, с. 368].
По мнению Цицерона, такому физическому состоянию в старости способствуют упражнения и воздержанность. В результате человек в старости может справляться со своими обязанностями и текущими делами.
16) КОНЦЕНТРАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УСИЛИЙ НА ГЛАВНОМ:
В письме из Синуесской усадьбы в Рим Помпонию Аттику от 8 ноября 44 года Цицерон рекомендует направить свой ум на важное дело, т.е. сконцентрироваться на главном.
В качестве такого дела в письме говорится о будущих планах Цицерона — остаться в Арпине, «переехать ближе, или прибыть в Рим» [4].
Цицерон очень просит своего адресата как можно скорее дать ему совет.
+ Ваши дополнительные возможности:
1) Видео: НАУЧНЫЙ ЗАДАЧНИК по ФАКТАМ, ГИПОТЕЗАМ, ИНТЕПРЕТАЦИЯМ и т.д. до ПАРАДИГМ
Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/
2) Вышел для Вас СЛОВАРЬ VIKENT.RU — 96 ТЕРМИНОВ.
Источники
1. Цицерон Марк Туллий. Избранные сочинения. Пер. с латин. Сост. и ред. М. Гаспарова, С. Ошерова и В. Смирина. Вступ. ст. Г. Кнабе. Худ. В. Юрлов. — М.: «Худож. лит.», 1975. — 456 с.
2. Марк Туллий Цицерон. Ораторское искусство с комментариями и иллюстрациями [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://profilib.org/chtenie/40913/mark-tsitseron-oratorskoe-iskusstvo-s-kommentariyami-i-illyustratsiyami-7.php. Дата доступа: 20.07.2023.
3. Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты. О дивинации. Книга I / Текст приводится по изданию: Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты. — М., «Наука», 1985. Отв. редактор, составитель и автор вступит. статьи доктор философ. наук Г. Г. Майоров. Перевод с латинского и комментарии М. И. Рижского [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1407606590#120. Дата доступа: 15.07.2023.
4. Цицерон М.Т. Антология гуманной педагогики. «Неолит», 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ichp.org.ru/wp-content/uploads/2020/01/Ciceron_M._Antologiya_Gumannoyi_Peda.a4.pdf
Иллюстрации
1. Источник.
2. Источник.
#обучение #тренинг #упражнения #ИнтеллектуальныеНавыки #ДревнийРим #Цицерон #ученики #выступления #оратор