Найти тему
История в историях

Исторические корни опричнины Ивана Грозного

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

В данной статье попробуем понять сам ли Иван Грозный придумал опричнину или он взял пример из истории.

В Большой Российской энциклопедии написано мнение российских академических историков о опричнине: «Опричнина (от др.-рус. «опришный» – отдельный, особый), особое административно-территориальное образование в составе Русского государства – личное владение царя Ивана IV Васильевича Грозного и его семьи в 1565–1572 гг. Имела собственные социально-политические институты, органы управления, военные силы, служилую организацию и финансы. По замыслу царя, являлась главным орудием в его борьбе за укрепление личной власти, установление полного контроля над Боярской думой, политической и церковной элитами, в противостоянии с лицами, которые в его глазах были «изменниками и предателями». Создана по указу, датируемому в историографии периодом не ранее 5 января и не позднее 15 февраля 1565 г. Опричнина последовательно отделялась в территориальном отношении от остальной части государства – Земщины».

Все вроде бы так, но чего - то не хватает, личная власть, её сохранение да, но цель опричнины в сохранении не только личной власти царя, но и России как государства. Одна из целей создание новой элиты для решения вызовов времени, так как старая элита воспитана по другому и решать новые задачи просто не может.

Об этом хорошо сказано у С.Б Переслегина: «Опричнина - это революция сверху, но не совсем стандартная, а «революция с разделением». В России есть для этого специальное слово «опричнина», и жаль, что этот вариант рассматривается сейчас недостаточно внимательно. Опыт опричнины, похоже, исключительно российский, что, конечно, связано с уже упоминавшимися особенностями культурного кода.

Опричнина создаёт в стране два непересекающихся контура управления. В одном («земщина») остаётся всё старое, в другом, собственно «опричнине», собирается новое. Напряжение между контурами велико, именно оно и обеспечивает приемлемый уровень управленческой элиты в «опричнине». Уровень управления в «земщине» особой роли не играет и может быть любым. (С. Переслегин «Опричная стратегия» https://zavtra.ru/blogs/oprichnaya_strategiya)

У Сергея Переслегина есть видео «Новая опричнина» в котором он рассказывает о опричном опыте ряда стран Европы. Например, во Франции Людовика XIII, который разделил страну на 2 части: контур короля и контур кардинала, но это событие происходили уже в XVII веке, скорее он мог повторить опричнину Грозного.

С. Переслегин говорит о королевстве Иерусалимском и орденах, которые подчинялись папе римскому. Ордена имели свою экономическую базу и военную силу, у них была железная дисциплина. Воины орденов в отличии о кичливой знати, отказывавшейся вставать во вторые ряды из-за боязни признания их трусами, выполняли решения руководства ордена беспрекословно. Ордена в принципе и выполняли опричный принцип были вне институтов власти.

А что на Руси с орденами?

Дмитрий Зенин майор запаса, увлеченный историей, не раз встречался и общался с известным доктором исторических наук Б. Рыбаковым, в своей работе "Все дороги ведут в Рим" выдвинул интересную гипотезу о причине возвышения Москвы и роли тамплиеров. Отметим, что статья интересная и познавательная, не бесспорная, приведем небольшой отрывок: "Географическое положение Москвы - то, что она, как Рим, Иерусалим и Константинополь, расположена на семи холмах - позволяет предположить, что она была избрана строителями Божьего Царства на земле в качестве столицы после того, как попытка построить его в Палестине на месте древнего Израиля провалилась. Так что западноевропейская трагедия тамплиеров не предопределила процесс становления Москвы как богохранимого града - Нового Израиля, а только ускорила его, как сильный катализатор - химическую реакцию.

Сведения о пребывании тамплиеров на Руси прямым текстом есть в Ипатьевском Летописном своде. Повествуя о событиях 1245 года, автор рассказывает, что, выступив в поход на Брест, Даниил Галицкий обратился к своим войскам со словами: "Не годится ТЕМПЛИЧАМ рекомым СОЛОМОНОЧАМ отчину нашу держати..." - пошел на них и "яша (взял) старейшину их Бруно руками".

О том, что тамплиеры околачивались в Золотой Орде уже во времена Батыя, свидетельств больше чем достаточно. Добраться от Западной Руси до Золотой Орды, минуя Москву, намного сложнее, чем двигаться через Москву напрямую. Значит, в Москве, во всяком случае, в середине XIII века располагалось комтурство, или госпиталь, тамплиеров.

Абульгази, автор Истории татар, чингизид и хан, рассказывая о событиях Батыевой кампании 1237 - 1238 годов, рассказывает о взятии Москвы: "Московиты и друзья их франки (т.е. жители западных стран вообще. - Ред.) сделали окоп и крепко бились из него. Батый простоял сорок дней и ничего не мог сделать, пока не подошел его брат Шейбани с 60.000 войска. Увидев множество наших, московиты и франки бросили окоп и бежали в леса»

Не мог Иван Грозный не знать об ордене тамплиеров, бывших в Москве за 2 века до него, и скорее всего и в его время.

Опричнина Грозного была организована как орден: «Видный советский историк И. И. Полосин считает, что опричнина обладала всеми основными признаками рыцарско-монашеского (или придворного) ордена, который имел свой орденский костюм, свою символику, свой орденский храм в Александровской Слободе, своего гроссмейстера, — которым, без сомнения, был царь, — и даже свою печать. Вот что он посчитал нужным отметить: «Даже внешний вид Александровской Слободы, ставшей как бы сердцем суровой брани за душу России, свидетельствовал о напряженности и полноте религиозного чувства ее обитателей. В ней все было устроено по типу иноческой обители — палаты, кельи, великолепная крестовая церковь (каждый кирпич ее был запечатлен знамением Честнаго и Животворящего Креста Господня). Ревностно и неукоснительно исполнял царь со своими опричниками весь строгий устав церковный». В этом рыцарско-монашеском ордене князь Афанасий Вяземский был келарем, Малюта Скуратов — пономарем, царь — игуменом. Вместе с другими высокопоставленными опричниками они распределяли службы монастырской жизни.» (из работы Реутова Сергея «Тайные общества. За кулисами власти»)

Кроме того, Иван Грозный мог взять пример с княжеской дружины, но расширить её до опричного войска. Происхождение слова «дружина»: «Мало кто задумывается, откуда взялись привычные сегодня нам слова. Между тем, слово «дружина» имеет весьма примечательные корни и происходит от слова «друг», которое в свою очередь происходит от слова «другой», то есть не родственник…. В те далекие времена человек без родни был по сути беззащитен, ибо его мог убить всякий, так как никакой кровной мести не последует, и никто не будет печалиться о судьбе убитого. Именно такими, оторвавшимися от своих корней и родни людьми были дружинники. Таким образом воинская элита общества находилась чуть ли не в самом незащищенном положении, ведь тогдашняя мораль предписывала выписываться за родню при любом раскладе, неважно кто был прав и в чем был спор. То есть любой потенциальный конфликт члена дружины и местного мог закончиться массовым кровопролитием и главное потерей князем своего воина.

Такая преданность роду кстати также объясняет причину «найма» князя со стороны, ведь такой человек не связан узами родства с местными кланами, а значит куда как менее предвзят и не будет продвигать своих родных вперёд всех остальных» ( «Происхождение слова «дружина»» https://vk.com/wall-193114443_14636)

По- нашему мнению смысл один «опришный» – отдельный, особый и другой. Интересно Ваше мнение!