Найти тему
изомозаика

Яркий след в искусстве и короткая жизнь художника Сергея Мягких

"Надо любить жизнь, жить жадно, как в последний раз".
Сергей Мягких

Судьба каждого талантливого творческого человека уникальна, кто-то проживает долгую сложную и плодотворную жизнь, преодолевает все превратности судьбы, обретает мудрость и делится ею и секретами своего мастерства со своими учениками, оставляя после себя потомкам большое творческое наследие, а кому-то судьба уготовила короткую, но невообразимо насыщенную и яркую жизнь. Не успев зажечься на художественном небосклоне эти маленькие падающие звездочки ярко вспыхивают, озаряют на мгновение своим светом, мгновенно сгорая. Яркие звездочки приходят в наш мир со своим индивидуальным видением и способом показать его зрителям. Это Надя Рушева (17 лет), Николай Дмитриев (15 лет), Татьяна Алешина (26 лет), все они смогли оставить свой след в изобразительном искусстве. Среди таких рано ушедших юных дарований был и художник из Ставрополя Сергей Мягких.

Работы Сергея Мягких, как и сама личность юного художника была многогранна, он оставил после себя множество разножанровой графики, живописных произведений, а также дневники и письма, в которых и биографическая хроника, и лирические, философские заметки, а также достигающий большого накала исповедальный монолог. Читая их, понимаешь, насколько не по-юношески зрелыми были мысли и устремления молодого дарования.

Биография Сергея Мягких может уместиться в несколько строк. Родился Сергей 18 февраля 1962 году в городе Куйбышеве (Самаре), в 1970 году семья переехала в Ставрополь, в этом же году началась учеба в средней общеобразовательной и детской художественной школах, в 1977 году он поступил в Ставропольское художественное училище. На первых двух курсах его преподавателем становится Н. Ф. Калинский. Сергей Мягких постоянный участник училищных и городских художественных выставок. Смерть любимого учителя в марте 1979 года сильно потрясла Сергея.

"В прошлом году учебном слабо работал. И корю себя за это. И вот пролетел год. И ночь была и день был. И был Николай Федорович. Ах, какую ошибку я допустил. Эти ненужные споры, шутки. А время летит. А там армия. Да мало ли что будет, а может и не будет ничего потом, кто знает..." - писал в своем письме Сергей.

В мае этого же года Сергей начинает писать свою первую "Белую книгу" - дневник, в который записывает свои впечатления и делает выписки из книг по искусству.

С большой, с отнюдь не юношеской требовательностью относился к себе Сергей:

"Я не согласен с теми, кто меня жалеет: вот, мол, бедный мальчик день и ночь рисует, не отдыхает, да разве можно так! Наоборот, надо жалеть меня тогда, когда я вынужден (что, кстати, вот сейчас со мной происходит - нет красок) не по своей воле бездельничать, терять то, чему научился за прошедший год. Чтобы движение не остановилось, его нужно поддерживать, нужно необычайно много работать. И ведь тоже не зря говорится, что в искусстве так же, как и в сражении, нужно жертвовать собой".

Он спешил жить, познавать мир, чувствовал его стремительный бег, мучительно искал ответы на извечные вопросы бытия и творческого человека в этом мире. Он так жадно спешил жить, писать, будто предчувствовал, что времени отпущено мало.

"...ведь живопись она слабых не любит... У меня вот беда: уже штук пять композиций в папочке лежат, карандашом закрашенные. А краски-то лежат не тронутые. А время, ведь оно идет, стрелка движется по кругу, круг-то он не имеет ни начала, ни конца. Ему - то все равно, кругу. А вот нам нет. Ведь возьмем Серова, Попкова, Матисса, а Пабло Пикассо! Ведь я, когда увидел его работу, работу семилетнего мальчика испанского, я записал на странице своего дневника: "Пабло Пикассо! Ой, что он делает! Откуда он такой? А мы топчемся на месте. Чего-то не понимаем. А ему было 7 лет! А я? Ведь они идут. А мне уже 17! 17 лет", - записывает Сергей в своем дневнике.

В работах художника мы видим светлый чистый и одновременно сложный, во многом драматический мир человеческих отношений. Одним из любимых художников Сергея был Ван Гог, и его влияние мы видим во многих живописных работах юного автора. Темпераментность, одним словом можно охарактеризовать живописные работы Сергея Мягких, художника с широким колористическим диапазоном.

А графические работы художника - это неповторимый мир с такими трогательными и удивительными образами его друзей и знакомых, простых девчонок и мальчишек. Наивысшим духовным проявлением зрелого художника, стала серия работ "Учитель и ученик".

Сергей Мягких умер от менингита 26 января 1981 года, в Москве, куда поехал со своими одногруппниками на каникулы. Ему было неполных 19 лет. Но несмотря на короткую жизнь, художник оставил после себя богатое наследство графических, живописных работ, свои письма и дневники.

В апреле - мае 1981 года в Ставропольском художественном училище прошла первая посмертная выставка работ художника. А в апреле - мае 1983 года работы Сергея Мягких выставлялись в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств. Выставки работ художника проходили не только в России, но и за рубежом.

Автопортрет, 1980 г., Ставропольский краевой музей изобразительных искусств
Автопортрет, 1980 г., Ставропольский краевой музей изобразительных искусств