Судьба самолёта: история первого серийного Ил-96

3,6K прочитали

На дальней площадке аэропорта "Шереметьево", возле временно нерабочей ВПП-3, стоит скрытый от глаз пассажиров самолёт Ил-96 с остатками ливреи "Аэрофлота". Сейчас это просто пожарный тренажёр аэропорта, но больше 30 лет назад именно с этого лайнера начался серийный выпуск Ил-96.

Ил-96 с бортовым номером RA-96005 был выпущен в 1991 году на воронежском авиазаводе. После выпуска самолёт приступил к эксплуатационным испытаниям - в ливрее "Аэрофлота", под управлением лётчиков "Аэрофлота", но без пассажиров на борту.

Испытания самолёт совмещал с работой "моделью" и уже летом того же 1991 года демонстрировался на авиасалоне в Ле-Бурже. В отличие от своего предшественника с номером RA-96000, посещавшего французский авиасалон двумя годами ранее, 005-я машина не принимала участия в лётной программе, ограничившись показом на статической экспозиции.

На дальней площадке аэропорта "Шереметьево", возле временно нерабочей ВПП-3, стоит скрытый от глаз пассажиров самолёт Ил-96 с остатками ливреи "Аэрофлота".

В 1992 году самолёт вновь отправился в зарубежное турне: на этот раз в Австралию, на авиасалон "Авалон". Здесь Ил-96 RA-96005 участвовал в показательных полётах вместе с Ан-2, Ан-124 и Ка-32. В преддверие авиасалона самолёт получил изменённую ливрею: слово "Аэрофлот" уменьшилось в размерах и съехало под первый ряд иллюминаторов. Место логотипа национального перевозчика заняла надпись "РОССИЯ" в двух цветах: красном по правому борту и золотом - по левому.

Эксплуатационные испытания закончились к 1994 году, и борт наконец RA-96005 передали в коммерческую эксплуатацию (в авиапарке нацпера тогда уже находились самолёты с номерами (RA-96007 и RA-96008). В том же году самолёт некоторое время в частично разукомлектованном состоянии простоял на территории "Шереметьево". Причины простоя были типичными для Ил-96 того времени: низкая надёжность двигателей ПС-90А на ранних этапах эксплуатации.

На дальней площадке аэропорта "Шереметьево", возле временно нерабочей ВПП-3, стоит скрытый от глаз пассажиров самолёт Ил-96 с остатками ливреи "Аэрофлота".-2

В феврале 2004 года RA-96005 первым из Ил-96 получил новую ливрею "Аэрофлота", созданную в рамках масштабного ребрендинга, запущенного авиакомпанией годом ранее. Вместе с новой ливрей лайнеру присвоили собственное имя "Валерий Чкалов".

К концу 2000-х самолёт получил новый салон. Первоначально Ил-96 поставлялись "Аэрофлоту" в компоновке на 256 кресел (с 22 креслами в бизнесе-классе и 234 - в экономе-классе), то в новом варианте салона вместимость увеличили до 282 (сократив "бизнес" до 12 кресел и увеличив "эконом" до 270).

Годы шли, и "Аэрофлот", стремившийся к "омоложению" своего флота всё чаще стал говорить о планах прекращения полётов на Ил-96. Наконец, 5 декабря 2013 года совет директоров авиакомпании принял окончательное решение об окончании эксплуатации самолётов Ил-96. Борт RA-96005 к тому времени уже 1,5 месяца стоял на земле, совершив свой последний полёт 26 октября 2013 года, став первым Ил-96, выведенным из парка "Аэрофлота". На момент прекращения полётов налёт 005-й машины составлял 53 960 часов, выработка назначенного ресурса - 77%. Уже 8 декабря 2013 года к нему присоединился борт RA-96011, а уже в марте 2014-го авиакомпания перестала летать на 4 оставшихся Ил-96 (RA-96007, RA-96008, RA-96010 и RA-96015).

На дальней площадке аэропорта "Шереметьево", возле временно нерабочей ВПП-3, стоит скрытый от глаз пассажиров самолёт Ил-96 с остатками ливреи "Аэрофлота".-3

Какое-то время "Аэрофлот" намеревался продать свои "илы", однако покупатель нашёлся только на самолёт с номером RA-96008, имевший наименьший налёт из всей шестёрки Ил-96. Этот лайнер ушёл в кубинскую авиакомпанию Cubana, где летал до 2018 года, после в воздух больше не поднимался.

Судьба оставшихся пяти самолётов сложилась по-разному. Борт 96010 был повреждён во время пожара в "Шереметьево" и позже утилизирован. Борта 96011 и 96015 перелетели в Воронеж и поныне остаются там на хранении. Борт 96007 продолжает выполнять полёты в интересах КБ Ильюшина.

На дальней площадке аэропорта "Шереметьево", возле временно нерабочей ВПП-3, стоит скрытый от глаз пассажиров самолёт Ил-96 с остатками ливреи "Аэрофлота".-4

Что касается главного героя этого материала - самолёта с номером RA-96005 - то весной 2015 года с него сняли двигатели, а уже к июню лайнер решили использовать в качестве тренажёра для СПАСОП вместо Ил-62 СССР-86492, установленного в качестве памятника у терминала аэропорта в том же 2015 году. За годы работы тренажёром самолёт кочевал по территории "Шереметьево", пока в конце 2010-х не обрёл свою последнюю стоянку на площадке неподалёку от торца ВПП 06L.

***

Больше материалов про авиацию можно увидеть в моём канале, а мои фотографии 📷 (на авиационную тематику и не только) можно увидеть в моём Telegram.

Материалы по теме:

Последнее пристанище советских самолётов в "Шереметьево"

Кладбище самолётов в "Домодедово": судьба самолётов

Судьба самолёта: история последнего выпущенного Ту-22М3

Русская "Валькирия": история бомбардировщика за миллиард советских рублей

Судьба самолёта: история последнего выпущенного Ту-144