Действующие лица:
Художник, 35 лет
Женщина, 30 лет
Прохожий, около 60 лет
Действие происходит в осеннем парке, на дальней аллее, куда редко заглядывают посетители. Звучит музыка скрипки, произведения Сарасате.
Осенний парк, аллея в самом отдалённом месте. Несколько скамеек. На земле множество опавших листьев. По аллее идёт молодая красивая женщина на высоких каблуках. Садится на одну из скамеек, оглядывается по сторонам, достаёт мобильный телефон.
Женщина (в телефон). Ну, ты где? Я жду тебя в парке на скамейке. Да, на нашей. Почему, как только ты мне нужен, у тебя обязательно появляются дела и обязательно неотложные? Дома нельзя (пауза). Ты странный человек, а если я просто хочу погулять с тобой в парке, посидеть на нашей скамейке. Эх ты, а было время, стоило мне только позвонить, ты сразу же бросал все дела. Да понимаю, конечно, понимаю, пока, до вечера. (Выключает телефон, несколько минут сидит молча, думает).
По аллее идёт молодой человек с мольбертом и складным стульчиком. На плече кожаная куртка. Это вероятно Художник, собрался на аллее писать пейзаж. Прошёл мимо женщины, улыбнулся, на небольшом расстоянии от неё остановился, установил мольберт, разложил складной стульчик, достал краски, кисти и карандаши. Смотрит, то на мольберт, то украдкой на женщину. У Художника раздаётся звонок телефона.
Художник (в телефон). Да, пап, добрый день! Я в парке, на пленэре. Я же говорил тебе в воскресенье, что собираюсь написать осенний пейзаж (пауза) Причём здесь Левитан? Согласен. Красиво. Но, что теперь после Левитана никому нельзя писать пейзажи? (пауза) Пап, мне уже тридцать пять лет, я взрослый и сам могу решить. Спасибо за заботу. Я же говорил тебе, Света с детьми вернётся только в субботу. Понял. Хорошо, буду. (Убирает телефон, смотрит на мольберт, делает отметки карандашом).
У женщины раздаётся звонок (красивая скрипичная мелодия)
Женщина (в телефон). Ленусь, привет, как хорошо, что ты позвонила (пауза). Знаешь, чертовски хочется взять и напиться. Ну, конечно, ты же доктор, разве можно, что такое…. Ленок, да ну всё к чёрту. У тебя во сколько дежурство заканчивается? Отлично. Давай куда-нибудь сходим. Да нет, ничего, просто начинает раздражать своим занудством, если честно. Да, я понимаю. Хорошо. Позвоню. (Убирает телефон, смотрит на Художника).
Художник(женщине). Здравствуйте, очаровательная незнакомка. Разрешите представиться. Художник. Зовут меня Илья, а полностью Илья Ефимович Репин.
Женщина. Хорошо сохранились. Вам сейчас сколько 120-130? Только не говорите ради Бога, что вы полный тёзка.
Художник. Скажите пожалуйста, какие мы знатоки живописи?
Женщина. А что, я произвожу впечатление дурочки?
Художник. Вы производите впечатление невероятно красивой женщины. Ваше лицо, фигура, прямо всё, целиком просится на полотно.
Женщина. Я слышала, что вы собирались писать пейзаж.
Художник. Собирался. Но теперь – только портрет красивой незнакомки на фоне удивительного осеннего пейзажа. Встаньте, пожалуйста. (Женщина встаёт. Художник берёт её за руку, водит около мольберта, выбирает нужную точку.) Вот здесь. Свет очень удачно падает. Представляете – осенний парк, красивая женщина, вокруг клёны с разноцветными листьями…(Берёт женщину за подбородок.) Вот так. Поверните голову ещё чуть-чуть. Замечательно. Скажите, а Вы сможете так простоять хотя бы полчаса?
Женщина. Вы хотите сказать, что напишете мой портрет за полчаса?
Художник. Нет. Я сделаю только набросок и разметку по всему листу. А писать будем каждый день по часу-два, лучше утром, утром свет лучше.
Женщина. Вы с ума сошли! Разве я сказала, что буду приходить к вам каждый день утром и позировать?
Художник. Ну, пожалуйста, соглашайтесь. Я уже вижу это полотно. Уверяю, оно будет выставляться на лучших площадках мира. У Вас такое лицо, фигура…А в руки обязательно нужно взять небольшой цветочек, лучше розу белую, а лучше жёлтую. И хорошо бы, на лепестке бабочка, такая же красивая, как женщина. Нет, женщина лучше. С её красотой не сравнится ничто.
Женщина. Вы сумасшедший?
Художник (улыбаясь). Есть немного. Художники все чуть-чуть не в себе. (пауза) Соглашайтесь. Хотите, я буду платить Вам? Мой отец – президент крупной энергетической компании, деньги не проблема. Зимой выставка в Венеции. Вы были в Венеции?
Женщина. Нет.
Художник. Будете. Мы с этим полотном можем даже получить какой-нибудь приз зрительских симпатий. Соглашайтесь, правда не пожалеете.
Женщина. Я подумаю. (Садится на скамейку, внимательно разглядывает Художника).
Художник. Не нравлюсь?
Женщина (после паузы). Да, нет. Пожалуй, совсем наоборот.
Художник. Так Вы согласны?
Женщина. Я же сказала, подумаю. (У женщины звонит телефон, снова музыка скрипки, отвечает). Да, Лен. Неужели, решилась? Давай в «Онегин». Где-нибудь в 7-7.30. Столик я закажу. До вечера. (художнику) – На чём мы остановились?
Художник. Мы остановились на том, что столик в ресторане «Онегин» закажу я. И ровно в семь заеду за Вами и за вашей подругой туда, куда Вы скажете. А завтра утром ровно в десять я жду Вас здесь. Будет первый сеанс. Хотя я не исключаю и того, что мы приедем утром вместе. Это уже, как звёзды лягут.
Женщина. Вы слишком самоуверенны, Илья Ефимович. (У женщины снова звонит телефон, красивая музыка скрипки. Она несколько секунд думает, затем сбрасывает). Пауза.
Художник. Красивая мелодия у Вас на телефоне.
Женщина. Последний концерт Сарасате. Любимая музыка мужа.
Художник. Вы замужем?
Женщина. А что Вас смущает? Вы рисуете только незамужних?
Художник (ходит около мольберта). Да, в общем-то нет. Просто так неожиданно.
Женщина. Неожиданно, что женщина в моем возрасте замужем? Или я произвожу впечатление старой девы? Вы же художник, должны уметь читать по лицам.
Художник. Я редко пишу портреты. В основном пейзажи. Но Вас мне очень хочется написать. Не знаю, почему, но хочется. Знаете, удивительная идея пришла в голову. (С восторгом) Фантастическая идея. Времена года. Женщина с цветком, на цветке бабочка, вокруг клёны с разноцветными листьями - осень. Женщина в шубе, клёны запорошены снегом – зима. Женщина в лёгком плаще, яркое солнце, на клёнах набухают почки – весна. Женщина в красивом платье, на небе звёзды, клёны с зелёными листьями, их еле видно. Вечер. Август. Очень люблю август – месяц звёздных дождей.
Женщина. Да, Вы ещё и поэт.
Художник. Увы, нет. Но очень люблю стихи. Хотите почитаю (подходит к женщине близко, садится рядом на скамейку). Хотите?
Женщина (неуверенно). Попробуйте.
Художник (закрыв глаза, читает тихим хриплым голосом)
Не приносите женщине проблем.
Зачем ей ваши – у неё свои
Проблем и так хватает вся и всем.
Вы принесите женщине любви.
Вы принесите женщине тепла.
Хоть вряд ли ей в новинку сей приём,
Но мало ли там с кем она была,
То – в прошлом, а сегодня вы вдвоём.
Не приносите женщине вина,
Она утопит в нём былого страх,
Но всё равно останется одна,
Пока витает будущего страх.
Вы принесите женщине дары,
Хранящие начало всех начал.
Возможно, это правила игры,
Но их ещё никто не отменял.
Вы принесите женщине себя,
В сравненье с ней вы стоите гроши.
Ведь радуясь, терзаясь и любя,
Вы лишь храните строй своей души
Вы подарите женщине…её –
Волшебную, родную, не на час….
…А, впрочем, мы гарантий не даём …
Решайте сами, козыри – у вас.*
(Продолжает сидеть с закрытыми глазами. Художник и женщина молчат. У женщины снова звонит телефон – красивая мелодия скрипки)
Женщина. Извините, я всё-таки отвечу, муж. (Художник кивнул)
Женщина. Да, я уже ушла из парка (пауза). Ты же сказал, что очень занят. Нет, ничего (пауза). Забыла тебя предупредить, мы с Леной сегодня договорились выпить по чашке кофе с ликёром. Да, представь себе, у вечно занятого доктора появилось окошко. Конечно. Да. Если я буду задерживаться сверх меры, позвоню. Обязательно передам. Не забудь покормить Кешу. Всё там в холодильнике. И я целую. (отключает телефон. Художнику) – Замечательные стихи, никогда не слышала.
Художник (теребя в руках карандаш). Этого поэта мало знают, к сожалению. В искусстве так бывает. Мало создать шедевр, надо ещё уметь донести его до людей. Простите, а Кеша – это сын? Сколько ему?
Женщина (улыбаясь). Кеша уже взрослый. Даже очень. (пауза) Когда-то был маленький, смешной котёнок. Меду прочим, мы нашли его здесь. Нет, серьёзно, именно здесь, рядом с этой скамейкой. Маленький, крошечный котёнок запутался в куче осенних листьев. (смеётся) Как удивительно, в один и тот же вечер познакомилась и с будущим мужем, и с котом всей жизни. Кеша у нас член семьи, любимец. Был очень шустрый, непоседливый, а сейчас старичок.
Художник. Сколько ему?
Женщина. По кошачьим меркам очень много – тринадцать лет.
Художник. Вы хотите сказать, что замужем тринадцать лет?
Женщина. Почти.
Художник. Ничего себе. Сколько же Вам самой, простите за бестактность?
Женщина. А Вы, как художник, глядя на лицо, сколько бы дали? Ах, я забыла, вы же пейзажи пишете.
Художник. У Вас удивительное лицо. Максимум тридцать.
Женщина. Угадали. Давайте зачётку. В августе отмечали. Вы красиво сказали – август – месяц звёздных дождей. (смотрит на небо) Кажется скоро пойдёт настоящий. (кивает на мольберт) Не боитесь, что намочит?
Художник. Там ещё чистый лист. Я только разметки сделал. Хотя разметки для портрета тоже важны. (пауза) Вы не сказали, будете мне помогать? Не могу такой женщине говорить позировать.
Женщина. Разве не сказала?
Художник. Нет.
Женщина (чуть слышно). Да.
Художник (берёт женщину за руку). Скажите ещё раз, пожалуйста. Я очень хочу запомнить это слово. На всю жизнь запомнить.
Женщина. Да.
Художник. Ещё.
Женщина. Да.Да.Да.
Свет на сцене гаснет на несколько секунд. Потом снова загорается. Та же аллея в парке. Осенний вечер. Ходит одинокий Прохожий в длинном плаще. Трогает ботинком кучу осенних листьев. Листья шуршат. Прохожий смотрит на небо. Раскрыл зонт, присел на скамейку. Звучит музыка скрипки.
Несколько дней спустя.
Аллея в парке. Солнечное осеннее утро. Золотая осень. Художник сидит за мольбертом. Женщина с цветком в руке стоит перед ним.
Художник. Ты как, не очень устала? Может быть сделаем паузу?
Женщина. Давай. Никогда не думала, что просто стоять, не двигаясь, – такое мученье.
Художник. Ты не просто стоишь. Ты позируешь. Просто это слово к тебе не подходит, а другого я никак не подберу. Всё. Перерыв. Подойди, посмотри, кажется что-то получается. Сегодня очень хороший свет.
Женщина (долго смотрит). Замечательно. Но я не настолько красивая. Ты преувеличиваешь.
Художник подходит к Женщине. Начинает её целовать. Женщина отвечает. Несколько минут стоят, обнявшись.
Художник. Ты – красивая, ты – удивительная. Я люблю тебя!
Снова стоят обнявшись в поцелуе. У Женщины звонит телефон, красивая музыка скрипки. У Художника тоже звонит телефон. Садятся на скамейку.
Женщина (тихим голосом в телефон). Извини, я сейчас совсем не могу разговаривать. Обязательно перезвоню.
Художник (в телефон). Пап, я сейчас не могу. Не один. Какая разница с кем? Хорошо, хорошо, обязательно перезвоню скоро. Я сказал – скоро.
Смеются. Художник обнимает Женщину.
Художник. Хочешь кофе? У меня с собой термос.
Женщина. Хочу.
Художник достаёт из сумки термос. Пьют кофе.
Женщина. Очень вкусный. Очень (берёт цветок, с которым позировала, нюхает) Запах потрясающий и кофе вкусный. (пауза) Парфюм у тебя невероятный. Тепло. Солнышко светит. Листья шуршат. Прямо рай. Нет, серьёзно, похоже на рай. Правда, я там не была, и, наверняка, не попаду уже.
Художник (снова обнимает Женщину). Почему?
Женщина. Я наверное – мерзкая женщина, грешница, изменяю мужу… (пауза) первый раз. Так странно. Никогда не думала, что дойду до такого (теребит Художника по волосам). Ты удивительный. Мне так хорошо.
Художник. Вы в церкви венчались?
Женщина. Нет. И в ЗАГС не ходили. Зачем? Нас всё устраивает (пауза)…устраивало (плачет).
Художник (гладит Женщину по волосам). Ну, что ты, радость моя, не плачь. Раз вы не венчались, то перед Богом ты чиста.
Женщина. Это всё отговорки. (пауза) Он такой хороший, умный, добрый, любит меня. Он совсем не заслуживает этого. (тяжело вздыхает) Представляешь, мы за столько лет ни разу не поссорились, ни разу.
Художник. Вы, правда, познакомились здесь, на этой скамейке?
Женщина. Правда.
Художник. Расскажешь?
Женщина (после паузы). Это не простая история. Никому её не рассказывала, только Ленке
Художник. Замечательная у тебя подруга, но уж слишком правильная.
Женщина (улыбается, прижимается к Художнику). Она такая! И в школе такой была, ответственной, серьёзной. А сейчас день и ночь в своей больнице. Зав.отделением. А про мужа…(звучит тихая скрипичная музыка)…Когда мне было шесть лет, родители погибли в автокатастрофе. Я ничего не понимала – как же так, они ушли, оставили меня одну…Они меня очень любили. Хорошая была семья, я почти всё помню. Они были врачами, много работали. Папа приходил поздно вечером после сложных операций, садился на диван и сидел молча. А я – шустрый была ребёнок – прыгала, кричала, на колени лезла. Папа грустно улыбался и говорил: «Гном, дай мне ещё десять минут и я твой»…А мама была добрая, красивая. Как сейчас помню её серые глаза с хитринкой. Пела хорошо под гитару. Потом, когда это всё случилось, меня бабушка забрала. Отношения у нас не очень складывались, но ничего, жить можно было. В каникулы работала. Подруги все с родителями в Анталию, а я санитаркой в больницу. Потом бабушка завела бойфренда, дядю Витю. Сначала встречались где-то на стороне, а потом он к нам переехал, в нашу крохотную двушку. Тут и началось. Проходу мне не давал. Я убегала по вечерам сюда в парк и плакала здесь на этой скамейке. (Художник ещё крепче обнял Женщину, погладил её ладонью по щеке.)
А у моего будущего мужа за несколько лет до этого жена умерла. Долго и тяжело болела. Дети взрослые, в других городах живут. Человек в абсолютном одиночестве. Нет, есть конечно друзья-подруги, приятели, но у всех семьи, дела, проблемы, карьера. Ну и всё такое. Вот и встретились на скамейке два одиночества. Да ещё несчастный котёнок совсем маленький из кучки листьев вылез. Его, кроху, видимо хозяева прямо здесь и бросили.
Художник. Сволочи!
Женщина. Наверное. Кто знает? Может котёнок им в обувь наделал…Так и стали мы жить втроём в его холостяцкой квартире. Знаешь, так хорошо было, тепло, уютно, настоящий семейный очаг.
Художник. Сколько ему лет?
Женщина. Кому, котёнку? Я же говорила. Тринадцать.
Художник. Мужу.
Женщина (улыбнулась). Много. Сейчас пятьдесят восемь, а тогда было сорок пять. Сейчас это модно. Как говорится - мы в тренде. Меня его возраст вообще не беспокоит. Большой ребёнок. Любит меня. Знаешь, ты не думай. Он первое время даже дотронуться до меня боялся. Так полгода и прожили в разных комнатах. А когда мне восемнадцать исполнилось, я уже сама инициативу проявила. (При этих словах Художник тяжело вздохнул) Не надо мне было это всё рассказывать? Но ты сам хотел. Что было – то было. Я врать не умею. Сама не вру, и другим лжи не прощаю. Господи, о чём я? Уже который день вру ему безбожно.
Художник. Забыл тебе сказать, ты у меня в мастерской косметичку забыла. Сейчас отдам. (достаёт из сумки косметичку) Держи.
Женщина. Спасибо. А я уже обыскалась.
Художник. Отдохнули? Давай работать. Скоро свет уйдёт. (встают со скамейки, Художник встаёт за мольберт, Женщина перед ним с цветком. Музыка.)
Прошло ещё несколько дней. Аллея в осеннем парке. На клёнах всё меньше листьев. На лужах появляются первые корочки льда. Художник стоит за мольбертом. На скамейке кожаная сумка и огромный букет жёлтых роз.
Художник (сам с собой). Почему её так долго нет? (смотрит на часы) Нет, ещё пятнадцать минут. А вдруг не придёт больше? Вчера вечером была очень грустная. (смотрит на небо) Облака. Солнца почти нет. Ещё два-три сеанса и портрет будет готов. Она удивительная, такая красивая. Красота не яркая, не броская. Словно вся изнутри. А какие удивительные глаза. Добрые, искренние, но с какой-то еле заметной лукавостью. Ну почему, почему её до сих пор нет!? (звонит телефон)
Художник (по телефону). Да, пап, доброе утро. Опять в парке. Нет, портрет. Женщина на фоне осенних деревьев, скамеек, лежащих на земле листьев. Удивительная природа, потрясающая женщина. Знаешь, пап, мне кажется, что это будет лучшая моя картина. Какая разница? Женщина очень красивая, взгляд проникновенный. Нет, ты её не знаешь. Перестань. Я просто пишу её портрет. Пап, я же не маленький мальчик и помню про жену и детей. Всё, как вы с мамой хотели – примерный сын, примерный муж, заботливый отец. Да, ты прав, тысячу раз прав, всё сложилось, всё устоялось. Не волнуйся, я всё понимаю, ценю что есть и не разрушу. Нет, не придумывай, пожалуйста. (В конце аллеи появляется Женщина. Идёт быстрой походкой в расстёгнутом плаще, стучит высокими тонкими каблуками).
Художник (по телефону). Всё, не могу говорить. Она идёт. (выключает телефон, бежит навстречу Женщине, она навстречу Художнику. Несколько минут стоят обнявшись. Художник страстно целует Женщину. Сильно обнимает.)
Женщина (улыбаясь). Ты меня совсем задушишь. Получится натюрморт вместо портрета. (смеётся) Пусти, слышишь. Прости, я опоздала на пять минут.
Художник (держит Женщину за руки). На десять. Я чуть не сошёл с ума.
Женщина. У нас заболел Кеша. Возили в ветлечебницу. Он слушается только меня. Муж боится с ним выходить на улицу. (застёгивает Художнику пуговицу на рубашке) Сегодня холодно, простудишься. (смотрит на небо) Солнышка нет.
Художник подходит к скамейке, берёт большой букет жёлтых роз и отдаёт его Женщине.
Женщина. Боже, какая прелесть!
Художник. Жёлтые розы – это маленький кусочек солнышка. Я говорил тебе тогда, в первый день.
Женщина. Помню. (пауза) Я помню всё-всё. Каждое слово, каждое прикосновение, твой запах, твой взгляд. (целуются) Ты собираешься сегодня писать? Мне кажется скоро дождь пойдёт.
Художник. Пусть пойдёт. Мы будем танцевать с тобой под дождём, прямо по лужам, по осенним листьям, на этом стареньком асфальте. А вот и музыка. (Художник хватает Женщину с букетом на руки и кружит её под красивую мелодию скрипки. Затем эта мелодия превращается в звонок на телефоне Женщины. Художник ставит Женщину на землю, отходит к мольберту. Женщина разговаривает по телефону.)
Женщина (по телефону). Да, слушаю. (пауза) Обязательно добавь ему чайную ложку рыбьего жира и капли не забудь. (пауза) Поняла. Передай Кеше, что мамочка будет поздно. Ленка позвала на массаж.
Женщина. Извини, я должна была ответить.
Художник (вздыхая). Понимаю. Давай работать.
Женщина встаёт перед мольбертом.
Художник. Встань немного левее, вот так. Приподними немножко подбородок. Нет. Не так. (подходит к Женщине, берёт её за подбородок, поправляет, затем начинает целовать её глаза, волосы, руки. Звучит мелодия скрипки).
Художник. Я люблю тебя! Слышишь? Люблю! (кричит, звук разносится по всему парку. С ветки клёна испуганно вспорхнула птичка) Я не могу, подожди, давай посидим немного. (садятся на скамейку).
Художник. У тебя холодные руки. Ты замёрзла? (дышит Женщине на пальцы, пытаясь согреть)
Женщина. Совсем чуть-чуть.
Художник. Как же я забыл? У меня же в сумке плед. Я сейчас, сейчас. (достаёт из сумки плед, укрывает Женщину) Сейчас ты согреешься. Кофе я тоже сделал. Хочешь?
Женщина. Да.
Художник. Твоё «да» сводит меня с ума. Я люблю тебя. Слышишь, я тебя люблю!
Женщина. Да.
Художник. Почему ты молчишь?
Женщина. Я слушаю тебя. Мне кажется – это сон. Красивый, сладкий сон… Боюсь проснуться.
Художник. Не бойся. Это не сон. (достаёт термос, наливает кофе, отдаёт Женщине)
Женщина. Какой удивительный вкус. А запах, запах! Ты готовишь замечательный кофе.
Художник. Это единственное моё достоинство?
Женщина (загадочно улыбается). Нет, есть ещё.
Художник. Какие, скажи? (Женщина мотает головой.) Почему?
Женщина. Об остальных достоинствах скажу тебе вечером, на ушко, тихо, тихо.
Художник. До вечера ещё целая вечность. Ну, пожалуйста, скажи сейчас. (целует Женщине руки, каждый пальчик в отдельности. Женщина гладит Художника по волосам, потом наклоняется к его уху и что-то тихо шепчет. Красивая, тихая музыка скрипки)
Затем несколько минут сидят молча. Художник с закрытыми глазами.
Женщина. О чём ты думаешь?
Художник. Зимой в Венеции будет выставка. Я так мечтаю, чтобы эта картина там выставлялась. Мы с тобой поехали бы туда на открытие. По вечерам катались бы на гондоле, слушали красивую музыку. Ночью смотрели бы на звёзды и слушали, как журчит вода в каналах. А ещё в один из дней будет идти дождь. Сильный ливень. Там бывает такое зимой. Тогда мы целый день провели бы в номере, вдвоём. Только ты и я. И никого нам больше для счастья не нужно.
Женщина (снова гладит Художника по волосам, говорит шёпотом). Я люблю тебя! Ты даже представить себе не можешь, как я тебя люблю.
Звонок на телефоне Художника.
Художник. Да. Я всё ещё в парке. Работаю. Пап, не надо кричать, я не глухой. Я всё успею. Света написала мне список. Да куплю я, куплю. Хотел попросить тебя, отвези Галю на танцы. Я буду занят. (пауза) Спасибо. (понизив голос) Конечно помню. Я же сказал тебе. Пап не начинай опять. Хорошо. Обязательно позвоню. (Женщине) Я у них единственный ребёнок. Наверное, до пенсии таким останусь.
Женщина. Не сердись на них. Пока живы родители, человек, словно птенчик в скорлупе. О нём думают, заботятся, переживают. Нет ничего страшнее чувства сиротства. Поверь мне.
Художник. Мы вечером увидимся?
Женщина. Да. Я приду к тебе в мастерскую
Художник встаёт за мольберт. Женщина перед ним. В руке цветок – жёлтая розочка. Тихая музыка скрипки. На сцене гаснет свет. Несколько секунд тихо и темно. Затем снова загорается свет. По аллее идёт Прохожий в длинном плаще. Смотрит в зал. Затем садится на скамейку. Поздний осенний вечер. Играет скрипка.
Прошло ещё несколько дней. Осень подходит к концу. На клёнах почти не осталось листьев. Женщина сидит на скамейке, рядом лежит сумочка и большой полотняный пакет с графическим рисунком. Разговаривает по телефону.
Женщина (по телефону). Леночка, поговори со мной, пожалуйста. Мне очень нужен этот разговор. Слышишь? В парке. Нет, он сегодня не придёт. Заболел, ангина, высокая температура. Я звонила, просила, чтобы лежал. (пауза) Картина в принципе уже готова. Знаешь, Лен, он гениальный художник. Невероятная энергетика на холсте.Смотришь, сердце начинает учащённо биться. Он говорит, что осталось совсем чуть-чуть, два-три мазка да бабочку на лепестке розы. (вздыхает) Да, конечно, какие сейчас бабочки? Я тоже говорила, что в мастерской можно закончить. Он считает, что это энергетика не та, в парке на аллее какая-то особенная. Да я и сама чувствую. Лен, я вчера вечером собиралась всё рассказать мужу. Не могу больше врать. Противно. Мне кажется, что он сам начинает догадываться. До ночи слушает своего Сарасате, а в глазах такая тоска. Ты же знаешь, обычно он весёлый, шутки-прибаутки. (пауза) Не смогла. Только собралась, а он начал говорить, что взял ещё полставки в другом ВУЗе, теперь будет только один выходной – воскресенье. Я говорю, зачем? Что, разве нам денег не хватает? Побереги здоровье, уже не мальчик. А он, Лен, знаешь что ответил? «Ты уже не школьница, не студентка, тебе тридцать лет – взрослая женщина. Нужно купить норковую шубу. У меня, Лен, мурашки по коже пошли, слёзы подступили. Не смогла сказать. Знаешь, Ленк, он ведь тогда ради меня очень многим пожертвовал. После смерти жены долго был один, а потом начались отношения с одной однокурсницей. Был когда-то очень сильно влюблён, а она за другого замуж вышла. Да, лен, я ж тебе рассказывала как-то. Да, да, она та, что по телевизору часто показывают. Она потом опять замуж вышла, уже второй раз. Что-то не складывалось, я точно не знаю. Он очень надеялся, что теперь-то, наконец-то….а тут я… Я, Ленк, тогда голову совсем потеряла, проходу ему не давала, дурочка малолетняя. Да, ты права, семья получилась. Я всем говорю – за тринадцать лет ни разу не поругались. Самое грубое, что от него слышала: «Мал клоп, да вонюч». И то, хохотали над этим вместе. Не знаю, Лен, ничего я не знаю. Нет. Никаких двух фронтов. Надоел этот обман. (пауза) Ой, Лен, извини, всё-таки пришёл. Я вечером позвоню.
(По аллее медленно идёт Художник с мольбертом, стульчиком и кожаной сумкой через плечо. Женщина встаёт со скамейки, идёт навстречу.)
Женщина. Зачем ты пришёл!? Нужно лежать, могут быть осложнения. (целуются)
Художник. Я очень хотел тебя увидеть. Почему-то был уверен, что ты придёшь. (садятся на скамейку) Не знаю, что со мной происходит?
Женщина (прикладывает руку ко лбу Художника). У тебя высокая температура.
Художник. Дело не в температуре. Я просто жить уже без тебя не могу. Воздуха не хватает. Хочу вздохнуть, а нечем (пауза) Какой у тебя интересный пакет, нет, холщовая сумка. Дай посмотрю.
Женщина берёт холщовую сумку с графическим рисунком, Достаёт из неё длинный вязаный шарф. Отдаёт Художнику.
Женщина. Это тебе. Сейчас мы шею замотаем. (наматывает длинный шарф Художнику на шею в несколько оборотов, конец шарфа падает на спину) Тебе будет тепло. Теперь ты действительно похож на художника. Тебе бы ещё фиолетовый берет на голову.
Художник. Почему берет? Почему фиолетовый?
Женщина (улыбается). Когда я маленькой девочкой жила у бабушки, то любила смотреть старые Советские журналы для детей «Мурзилка», «Весёлые картинки». Там художники всегда были в фиолетовых беретах почему-то.
Художник. Хорошо, купим фиолетовый берет. Красивый шарф. Спасибо, солнышко моё. Дай посмотрю сумку. (рассматривает графическое изображение) Хочешь, открою тебе большую тайну?
Женщина.Хочу. (прижимается к Художнику)
Художник. Это мой рисунок.
Женщина. Твой? (берёт сумку, разглядывает)
Художник. Мой. На третьем курсе я делал иллюстрации к книжке «Маленький принц». Это оттуда – принц, лис и звёздочки вокруг.
Женщина (после паузы). Мой муж очень любит эту книгу. В самом начале, когда ещё мы жили в разных комнатах, он приходил и читал мне её перед сном. За окном зимняя вьюга, а у нас тепло, уютно. Горит настольная лампа, в комнатах полумрак, звучит тихая музыка. Я лежала под одеялом и слушала про Маленького Принца, его розу, лиса, звездочёта, фонарщика… Все как живые. (пауза) Прости, тебе наверное неприятно это слышать. Скажи, я больше не буду.
Художник (гладит Женщину по волосам, потом по щеке). Я люблю тебя! Мне интересно всё, что связано с тобой. (у Художника звонит телефон, он смотрит на экран, сбрасывает, снова звонок и так несколько раз)
Женщина. Жена? Ответь. Хочешь, я отойду, не буду слушать.
Художник. Сиди. (снова звонок, отвечает) Да. Мне нужно закончить картину. Свет уходит. Ничего, я не развалюсь. Одет тепло, даже шарф на шее. Какой шарф? Тёплый, красивый. Да, купил. (смотрит на Женщину) Как закончу, так и приду. Всё, пока.
Женщина. Мне кажется, что ты грубовато с ней разговариваешь. Расскажи мне о ней. Сколько ей?
Художник. Тридцать семь. На два года меня старше. (пауза) Наши родители вместе учились в институте, в Губке.
Женщина: Где?
Художник: В губке. Это институт нефти и газа имени Губкина.
Женщина (улыбнулась). Теперь понятно.
Художник. Мы вместе росли. Она всегда старше, умнее, взрослее. Нам с детства внушали, что должны быть вместе. Так и вышло. Уже шестнадцать лет. Поженились как раз тогда, когда я «Маленького принца» иллюстрировал.
Женщина (задумчиво, невпопад). Мы в ответе за всех, кого приручили….
(Художник вопросительно смотрит на Женщину)
Женщина. Это из «Маленького принца». Разговор Принца с лисом. (Художник кивнул)
Женщина. А дети?
Художник. Двое. Мальчик и девочка. Двойняшки. Роды были тяжёлые, кесарили.
Женщина. Сколько им?
Художник. Скоро двенадцать. Я покажу тебе. (достаёт телефон, показывает фото)
Женщина (смотрит). Красивые. Мальчик на тебя похож. Как их зовут?
Художник. Галя и Гриша. Вместе – ГэГэ.
Женщина (слегка улыбнулась): Как смешно – Гэгэ… Нет, правда, в этом что-то есть – ГэГэ, ГэГэ. (гладит Художника по волосам) Ты, наверное, замечательный отец, заботливый муж. Родители довольны.
Художник. Родители ворчат, воспитывают.
Женщина. Это они любя.
(Несколько минут сидят молча. Затем Художник начинает целовать Женщину. Женщина обнимает его за шею. Потом опять сидят молча.)
Женщина. Как странно. Ещё совсем недавно, меньше месяца назад, я не знала о твоём существовании. Ты жил рядом, ходил по соседним улицам, дышал этим же воздухом. Удивительная эта штука – жизнь. (пауза) Ну что, работать будем, великий Художник? (улыбается)
Художник (Расставляет мольберт, рядом устанавливает складной стульчик). Что ты смеёшься?
Женщина. Вспомнила, как в первый день ты назвал себя Ильёй Ефимовичем и очень удивился, что я знаю Репина. Признайся, я показалась тебе дурой?
Художник. Нет, что ты. Это так, глупая бравада. Ты сразу мне понравилась. Так захотелось подойти. Вообще, я замкнутый по натуре. Женщин стесняюсь. Нет, честно, не смейся. Начинаю чепуху всякую молоть.
Женщина. Не знаю. Верится с трудом. Сразу напросился в ресторан. Потом уговорил в мастерскую. Я на себя всё удивляюсь – это так на меня не похоже.
Художник. Значит судьба. Встретились два непохожих человека. (пауза) Возьми розочку в левую руку. Вот так. Так лучше. Подбородок подними чуть-чуть левее. Нет, не так. (подходит к Женщине, берёт её за подбородок… начинает гладить по волосам, по щеке, целовать. У Художника звонит телефон. Затем – у Женщины, красивая музыка скрипки. Они не отвечают. Стоят обнявшись.)
Гаснет, а потом опять загорается свет на сцене. По аллее парка идёт Прохожий. Он любит гулять здесь по вечерам, в любую погоду и в любое время года. Звучит красивая музыка скрипки.
Прошло ещё несколько дней. Наступил последний день осени. Аллея в парке. Клёны стоят совсем без листьев, а листья на земле припорошил уже первый снежок. На лужах корка льда. Художник сидит на скамейке. Рядом большая кожаная сумка, букет роз и завёрнутая в ткань картина. Художник разговаривает по телефону.
Художник. Пап, я вчера вечером вам с мамой всё сказал. Мне добавить нечего. Да говорил тебе, что всё понимаю, ценю стабильность, не буду ничего рушить. Говорил, говорил, чёрт возьми! Но и вы поймите меня наконец. Люблю я эту женщину. Пылинки готов с неё сдувать, на руках носить. Понимаешь, это судьба. Ах, оставь, пожалуйста, свою демагогию! Тысячи людей разводятся, с детьми встречаются, помогают. Это жизнь, папа, пойми, наконец. И жить её я должен для себя, а не для того чтобы вам с мамой было спокойно. Нет, Светлане ещё не говорил. Собираюсь сегодня. Да при чём здесь её родители и ваши акции. Заберите, ради Бога, и мою долю! Проживём как-нибудь! Люди живут, не у всех отцы президенты энергетической компании. (пауза) Буду работать. Преподавать пойду, с детьми общаться умею. (пауза) Нет, пап, никаких любовниц. Забудь это слово и пойми – всё слишком серьёзно. Хорошо, давай вечером, но ничего нового ты не услышишь. Я всё решил. (Отключает телефон. Сзади слышен звук другого телефона, красивая мелодия скрипки. Поворачивается, сзади Женщина)
Художник. Ты? Когда ты пришла, я не заметил?
Женщина (садится рядом). Только что, не хотела мешать твоему разговору. (целуются)
Художник. Значит ты всё слышала?
Женщина. Да.
Художник. Тем лучше. (дарит Женщине цветы) Это тебе.
Женщина (берёт букет): Спасибо. (поправляет Художнику шарф) Голос у тебя всё ещё немного хриплый.
Художник: Ничего. Я же не певец. Художник выражает мысли и чувства иначе. Кстати, сейчас кое-что покажу. (открывает сумку, достаёт) Смотри – фиолетовый берет, как ты и говорила. (снимает с головы спортивную шапку, одевает берет). Ну как, похож я на художника из «Весёлых картинок»?
Женщина (смеётся). Нет. (снова смеётся) Тот был очень смешной, немного глуповатый, а ты красивый и умный.
Художник (снимает берет, снова одевает спортивную шапку). Жаль, а мне почему-то захотелось вернуть тебя в детство, хоть на минутку. (пауза) Ладно. Вставай, будем смотреть. (Снимает ткань с полотна, ставит на скамейку, прислонив к спинке. Берёт Женщину за руку, отводит на небольшое расстояние. Молча смотрят)
Женщина. Невероятно! Ты – великий мастер. Художник с большой буквы. (обнимает Художника, пауза) А бабочка всё-таки прилетела к цветку?
Художник. Прилетела и села на лепесток. (У Художника звонит телефон, потом начинается скрипичная мелодия на телефоне Женщины)
Художник. Предлагаю отключить телефоны. Хоть не на долго. Очень хочу побыть с тобой наедине, в тишине, без этих бесконечных звонков. (Женщина кивает в знак согласия. Отключают телефоны)
Художник. Шедевр нужно отметить.
Женщина. Что, прямо здесь?
Художник. Прямо здесь Я купил бутылку шампанского «Мартини-Асти» и фужеры прихватил, и шоколад. (начинают доставать из сумки) А вечером куда-нибудь сходим. Хочешь, опять в «Онегин»?
Женщина. Да.
Художник. Твоё «да» сводит меня с ума. (разливает шампанское) За изумительную женщину в осеннем пейзаже! (пьют)
Женщина. Ты уже придумал название?
Художник. Думаю. Пока склоняюсь к «Женщина в осеннем пейзаже». Как тебе?
Женщина. Слишком буднично.
Художник. Ты находишь? (отходит ещё дальше от картины, внимательно смотрит) Да, действительно, буднично. Нет изюминки, тайны, что ли. Давай, погоняем шарики в голове вместе. Твой вариант? Думай пока, а я ещё налью. Знаешь великое правило всех пьяниц на земле?
Женщина. Нет.
Художник. Правило простое: «Между первой и второй промежуток небольшой». Вот. (снова разливает, разламывает на кусочки шоколад) Ну что, появились варианты?
Женщина. Может быть «Портрет неизвестной в осеннем пейзаже»?
Художник. Разве ты неизвестная? Ты – самая лучшая женщина на Земле. Нет, не на Земле, во Вселенной. Я люблю тебя! (кричит) Я люблю тебя! (Испуганная ворона вспорхнула с ветки, закаркала.)
Женщина. Тише, тише, ты всех распугаешь.
Художник (шёпотом). Я люблю тебя! (целуются, несколько минут стоят обнявшись, звучит музыка скрипки)
Художник (садится на скамейку, разливает шампанское). И всё-таки, почему неизвестная? Я хочу, чтобы весь мир тебя знал. Как Мону Лизу.
Женщина. Мне достаточно, что меня знаешь ты. Весь мир меня не интересует. Только ты. А потом, не мне тебе говорить, Какие споры идут вокруг Моны Лизы. Это придаёт картине дополнительную таинственность.
Художник. Пожалуй ты права. Выпьем за самую лучшую незнакомку! (пьют) Ты не замёрзла? (Женщина отрицательно качает головой) Какое сегодня число?
Женщина. Тридцатое ноября – последний день осени.
Художник. Мы всегда, всю жизнь, где бы ни были, будем отмечать этот день. День рождения картины и день рождения нашей любви. Хотя нет. Я влюбился в тебя с первого взгляда. А ты?
Женщина (улыбается). Со второго. Но в тот же день, пятого октября, только вечером… вернее ночью.
(Художник гладит Женщину по волосам, по щеке, целует руки, каждыйпальчик.)
Художник. Значит две даты – пятое октября и тридцатое ноября.
Женщина. Немного страшно. Две даты через тире, как на могильном памятнике, дата рождения и дата смерти.
Художник (закрывает Женщине лицо ладонью). Не говори так. (пауза) Всё у нас будет хорошо. Я знаю, я верю. Сегодня вечером собираюсь всё рассказать жене. Соберу вещи и перееду пока в мастерскую. Подам на развод. Родителям уже сказал. Да ты сама всё слышала.
Женщина (вздохнула). Слышала. (пауза) Ты не торопишься?
Художник. Ты меня любишь?
Женщина (уверенно). Да.
Художник. Тогда нечего тянуть. Жизнь не такая уж длинная. Понимаешь?
Женщина (кивнула): - Да. (пауза) Я места себе не нахожу от мысли, что лишаю жену мужа, а детей отца. Молчи. Молчи. Я слышала, как ты говорил отцу по телефону про тысячи разведённых. Но при чём тут тысячи, миллионы даже. Это твоя жена, твои дети, твои родители, твой дом.
Художник. И как я теперь буду там жить? Как ты себе это представляешь? Врать жене, что люблю её? Находить тысячи причин, чтобы не оказаться с ней в одной постели? Подавать детям пример лицемерия и двуличия. И всё время думать и думать о тебе. Хороша жизнь! Нет уж, если я с тобой, то только с тобой. И делить тебя с кем бы то ни было я не хочу. (резко встал) И не буду!
Женщина (закрыла глаза, тихо плачет, потом начинает тихо говорить). Я хочу рассказать тебе кое-что о нём, о муже. Очень важное. Помолчи, пожалуйста, не перебивай. Мне и так нелегко. (Художник снова садится на скамейку) Тогда, в самом начале, он говорил мне, что я ещё девчонка, что разница в возрасте огромная – двадцать восемь лет. Что я вырасту, стану взрослой женщиной, встречу мужчину своего возраста и это правильно. Он такой добрый, нежный. Заботливый, невероятно интересный, умный. Я его действительно любила, не могла не полюбить. У меня рядом с ним вся жизнь изменилась. Стало спокойно, тепло, уютно, жутко интересно. Один день не похож на другой. Каждое лето путешествуем. Я с его подачи гору книг прочитала, плюс фильмы, музыка, театры. Институт закончила с красным дипломом. И всегда, каждый день чувствую за собой крепкий тыл, надёжную стену, к которой можно прислониться, а если надо, и спрятаться. (пауза) Он меня котёнком до сих пор называет, как и Кешу. И столько нежности. (плачет)
Художник встаёт со скамейки, нервно ходит вперёд-назад.
Женщина. Я этот «Маленький принц» десятки раз перечитала. Во вторник в книжном магазине нашла экземпляр с твоими иллюстрациями. Посмотрела, там на последней странице твоя фамилия. Художник-оформитель и далее твоя фамилия и инициалы. (пауза) Сядь, пожалуйста рядом. (Художник садится, берёт женщину за руку.) Мы с ним, я и он, приручили друг друга. Так, как Лис говорил. И мы в ответе за тех, кого приручили… Понимаешь? (Художник отпустил руку, снова вскочил.)
Художник. Лис не так говорил. Не совсем так. «Мы в ответе за всех, кого приручили». Понимаешь, за всех, это ключевое слово. А разве ты меня не приручила? Значит и за меня ты в ответе.
Женщина. Я понимаю. (пауза) Я не знаю, что теперь делать?
Художник. Рассказать ему всё и уйти ко мне. Это будет и правильно, и честно.
Женщина. Как у тебя всё легко и просто?
Художник. У меня? У меня возникает масса проблем. И у родителей тоже. Имущество, акции, доли, деньги. Но мне плевать. Я заработаю. Ты мне нужна. Понимаешь?
Женщина. Да.
Художник. Господи! Твоё «да» сводит меня с ума. (пауза) Завтра я отправлю заявку с фотографией на Венецианскую выставку и будем ждать вызов. Вызовут, я уверен, картина действительно получилась. Мы поедем вдвоём, это будет наше свадебное путешествие. Слышишь?
Женщина. Да.
Художник. Ты согласна?
Женщина. Не знаю. Прости, мне надо подумать. Пожалуйста, дай мне время.
Художник (подходит к Женщине, она сидит, он стоит). Сколько тебе нужно времени? День, неделя, месяц, год, вечность? Сколько? (переходит на крик)
Женщина (закрывает лицо руками). Я не знаю.
(Художник садится на скамейку. Берёт бутылку шампанского, начинает пить остатки шампанского из горлышка. Пьёт один. Затем бросает пустую бутылку в урну. Не попадает. Бутылка разбивается об урну. Женщина встаёт и начинает собирать осколки. Художник встаёт и тоже начинает собирать осколки, вместе с Женщиной.)
Звучит музыка скрипки. Свет на сцене гаснет.
Спустя годы.
Снова аллея в парке. И снова золотая осень. Клёны нарядились в красивую одежду из разноцветных листьев. На ветках птицы, а под ногами шуршат листья, много листьев. Солнце постепенно клонится к закату. Вечереет. По аллее идёт Прохожий. Подходит к краю сцены.
Прохожий (в зал). Мой котёнок повзрослел и превратился в красивую, умную женщину. Как я и предполагал в самом начале, она встретила свою любовь. Большую и светлую. Милый, милый котёнок, она ходила вечерами по нашей уютной квартире, ещё совсем недавно бывшей тёплым домашним очагом, и не знала, как сказать мне. Я видел, чувствовал как ей тяжело. Уже который день у нас было тихо, совсем не звучал смех, бывший до этого частым гостем. И даже кот Кеша тихо сидел в уголке, словно всё понимал. Однажды вечером раздался звонок и в квартиру вошёл молодой человек с большой кожаной сумкой на плече. Он увёл моего повзрослевшего котёнка в новую, взрослую жизнь. Уходя, почти у самого порога, она остановилась, бросилась ко мне на шею и прошептала: «Одно твоё слово, и я останусь.»Я промолчал.
Милый котёнок. Если мужчина кого-то любит, он должен в первую очередь думать о счастье того человека. И только потом о себе. Я сердцем почувствовал, что не могу, не имею права останавливать тебя.
(Начинает звучать тихая музыка скрипки. Прохожий медленно идёт по аллее, садится на ту самую скамейку).
Прохожий. Почти год они прожили на съёмной квартире. Жена Художника, родители, дети не приняли и не поняли их отношений. А родители жены, особенно мать, объявила им настоящую войну. Мать ходила к колдунам, подстерегала моего котёнка на улице, у дома, возле работы. Говорила разные гадости. Художника выгнали из мастерской. Потом они уехали за границу и живут теперь в небольшой квартирке в Париже, в двенадцатом квартале, в самом начале Елисейских полей. У них уже трое детей. Две девочки и мальчик. (долгая пауза)
В моей квартире снова поселилось одиночество. И только музыка любимого Сарасате иногда нарушает вечернюю тишину.
Картину «Портрет неизвестной в осеннем пейзаже» на Венецианскую выставку не взяли, видимо по политическим мотивам. Замечательная картина, И критики, и просто ценители живописи приняли её. Иногда она выставляется в Русском музее. Я несколько раз ездил специально. Часами стоял у этого полотна. И всё-таки я - счастливый человек. Помните, как там в «Маленьком принце»:
«Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звёзд, этого довольно, смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым.»
Поднимает голову и долго смотрит на небо.
Автор: Владимир Ветров
Подписываясь на канал и ставя отметку «Нравится», Вы помогаете авторам