В эфире Радио Спутник Михаилу Хазину был задан вопрос:
С каждым днём российской человек, не имеющий американских денег, становится беднее и беднее. Скажите, а в стране нет экономистов, которые могли убедить Кремль в начале 2000-х годов, когда баррель нефти взлетел за 60 долларов, что надо строить свою промышленность и идти по пути Китая?
Михаил Хазин:
Нет, это было невозможно, потому что в этот момент у власти находились приватизационные элиты, которые в таком термине вообще не мыслили.
По этой причине это было абсолютно бессмысленно. То есть Путину понадобилось 20 с лишним лет, чтобы изменить этот подход. Взгляд Путина я примерно себе представлял изначально.
То есть я всегда считал, что то, что на место Ельцина пришел Путин – это для нашей страны потенциальное спасение. Я вообще себе с трудом представляю, как можно было сделать то, что сделал Путин, и при этом не пасть смертью храбрых.
Как сказал по этому поводу мой ныне покойный товарищ Олег Григорьев в самом начале 2000-х. Если вы помните, в фильме «17 мгновений весны» Штирлиц объясняет своим радистам:
«Ну, мне и задачи ставят. Может, они просто хотят, чтобы я стал фюрером, хотя и штирлиц звучит».
В реальности, как сказал Олег Григорьев, Путин – это штирлиц, который дошёл до высшего чина. То есть он стал, будучи абсолютным патриотом, стал главой государства абсолютно либерального и враждебного тому народу, который на нашей территории жил.
Но только у штирлица была красная армия, а у Путина красной армии не было. Ему нужно было создать красную армию. Мы видим, с фашистской Украиной воюет будущая красная армия.
Он создал себе группу поддержки. При том были большие проблемы, потому что все люди, которых он себе искал и которых он себе назначал, их всех пытались купить.
Как это происходило я тоже знаю. Я же тоже боролся с ними же в 90-е годы. И меня пытались купить. Когда это стало невозможно, меня истребили и экономическое управление истребили, всех людей, которых я набрал, истребили. То есть это всё было вот так.
Это очень тяжело. Это очень трудно. Очень часто люди, которые приходят во власть, которых Путин назначает, говорят: «Владимир Владимирович, будем воевать», буквально через несколько месяцев прекращают это делать, потому что их родственникам предлагают такие деньги, что им родственники говорят:
«Ты с ума сошёл!? Ты понимаешь, что мы получили? Мы, которые младшие/старшие научные сотрудники или завлабы, которые жили в трёхкомнатной квартире, а теперь мы можем купить себе самолёты, яхты и так далее, ты хочешь, чтобы мы от этого отказались ?! Отойди. Ну, подай в отставку. У нас уже всё есть, если ты такой принципиальный».
Это очень сложная типовая ситуация, крайне тяжелая психологически.
Читать в продолжение темы: