Станцию «Металлургическая», где работает Дмитрий, не зря называют сердцем ЖДЦ. Отсюда составы отправляют под погрузку в основные цеха, здесь же формируют поезда с окатышами, металлопрокатом, а также мелющими шарами, чтобы оправить на станцию «Котёл» и дальше — потребителям. Каждую смену осмотрщики проводят своеобразную «медкомиссию» для 100-170 вагонов.
— В основном продукция комбината держит неблизкий путь, — рассказывает Дмитрий Белоусов. — Вагоны с нашим грузом преодолевают более тысячи километров. Мы должны отправлять их в дорогу в исправном техническом состоянии.
Вот пришёл очередной состав из шести десятков вагонов, и Дмитрий с напарниками идут вдоль путей по усыпанной щебнем дорожке навстречу. Группа разделяется: двое ведут осмотр с одной стороны, двое — с другой. Обращают внимание на целостность каждого вагона, проверяют, в порядке ли автосцепное устройство, особенно поддерживающие его маятниковые болты. Обязательно обследуют тормозную систему: она должна работать чётко, как часы.
— А всего осматриваем вагон по двенадцати позициям, — продолжает Дмитрий. — Если есть замечания — составляем акт. Бывает, и сразу устраняем мелкую неисправность. Аналогично проверяем уже гружёные вагоны. Механизмы в них испытывают многотонную нагрузку, и даже одна подвылетевшая пружина может привести к остановке состава.
— Главные наши инструменты — глаза и голова, — подхватывает разговор Николай Просветов, старший коллега Дмитрия. — Я более 40 лет в профессии. И Диму обучал железнодорожному делу. Пришёл молодой, неопытный, но с огоньком в глазах. Я сразу понял: наш человек!
Работа «для мускулов»
Основная специальность Белоусова по диплому — слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике. На ОЭМК работали его родители: мама Людмила Ивановна — сварщиком в автоцехе, отец Сергей Иванович — бригадиром в цехе металлизации.
— В ЖДЦ мне посоветовала устроиться крёстная, работавшая там диспетчером, — поясняет Дмитрий. — Шёл набор в грузчики, и я согласился. Зачищал вагоны от остатков ранее перевозимых грузов, бросал лопатой уголь, щебень. Тяжело, конечно. Это работа «для мускулов», но и её кому-то надо делать.
Спустя семь лет Белоусов перешёл в «вагонники», как называют себя осмотрщики. Эту работу тоже лёгкой не назовёшь: попробуй в дождь, снег и жару быть всё время на ногах, проводя ремонты под открытым небом!
— Если зимой наметает сугробы – берём в руки метлу и очищаем механизмы, чтобы не пропустить какой-то недочёт, — приводит пример Дмитрий Белоусов. – Мне работа нравится: здесь я ощущаю себя полезным. Вот увидел на буксе трещинку, считай, предотвратил опасность. От этого самооценка растёт: значит, чего-то стою в этой профессии!
Всё для безопасности
Специальности сварщика Дмитрия обучили в цехе. Она выручает во время оперативного ремонта механизмов на тепловозе. Кстати, у осмотрщика вагонов есть и своё рабочее место с компьютером. В своём цехе он отвечает за обучение, переобучение и аттестацию сотрудников, в том числе по охране труда.
Кроме того, Белоусов нередко замещает мастера, и вот уже полгода является уполномоченным профкома по охране труда. Ведёт журнал, куда записывает свои замечания.
— На что обращаете внимание?
— Например, чтобы сварочные работы велись безопасно, — отвечает уполномоченный. — Или смотрю, огорожено ли место ремонта, используют ли коллеги СИЗ, соблюдают ли правила при использовании ударного инструмента.
И он доволен, и его товарищи
Дмитрия Белоусова не раз поощряли за предложения на Фабрику идей. Он становился победителем программы «Металлоинвест Приоритет».
— Например, при автосцепке и расцепке вагонов мы часто сталкивались с такой неисправностью, как излом центрирующей балочки, которая возвращает автосцепное устройство в исходное положение, — поясняет Дмитрий. — Две автосцепки сложно руками поднять, чтобы эти балочки заменить. Я предложил закупить удобный по крепежам и лёгкий для переноски реечный домкрат, который справляется с тяжестью весом до 10 тонн.
Кроме того, в автосцепном устройстве при ударе хвостовиком срывало пластины, что затрудняло сцепление вагонов. Эти тонкие пластины подваривали, но их хватало ненадолго. Белоусов предложил установить пластины потолще. Так и сделали. Эксперимент на нескольких вагонах оказался успешным.
Бригаде по ремонту путей Дмитрий предложил повесить на дизельную генераторную крановую установку таблички по забраковке стропов и тросов. Теперь ремонтникам, которые пользуются подъёмными механизмами, легче понять, в каких случаях лучше отказаться от повреждённых приспособлений и не рисковать.
— Дима — молодец, — отзывается о Белоусове инженер грузовой службы Татьяна Кащеева. — Всё время достигает результатов. Ищет неполадки, что-то исправляет. И он доволен, и его товарищи по работе.
В 2021 году Дмитрия наградили благодарностью комбината, а в нынешнем ко Дню металлурга — благодарностью главы Старооскольского городского округа.