Илья Ильф и Евгений Петров совместно создали два шедевра - «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», которые в наше время читаются и воспринимаются не так, как в годы появления.
Сатирики явно поместили на страницы своих книг реальных людей, но мастерски, а местами — очень явно, но иронично их замаскировали. К примеру, в Ляписе Трубецком узнавали Маяковского. Прототипы были и у главного героя, «великого комбинатора». Некоторое время, благодаря иллюстрациям, в Бендере читался брат Петрова. Но это только внешнее сходство, ведь были в среде знакомых авторов более подходящие образы.
Остап Бендер
Один из знакомых Ильфа, который был родом из Одессы, говорил о себе так «Я — внебрачный сын турецкоподданного». Звали его Митя Ширмахер. По профессии он был «комбинатором» - по крайней мере, так он о себе говорил с гордо поднятой головой. У Мити были разноцветные глаза, он хромал, но вторых галифе и френча, как у него, не было больше ни у кого. «Секрет» дизайнерского решения — использование ресторанных портьер для пошива.
Митя умел «обделать дело»! И это было это главным козырем. Не имея никакого отношения к поэзии, ем удалось выбить у горсовета средства для литературного кафе. Там читали стихи, на ужин приходили с удовольствием. Доход от «Пэона четвертого» (так называлось кафе) шел Мите. И тут же с ним в 1920 году познакомился Ильф.
Еще одно «чудо» Митя совершил, заняв трехкомнатную квартиру! Это было невозможно в те годы, когда даже большой семье предоставляли комнату на 10 кв.м. У Мити была роскошная мебель, дорогой фарфор и изысканный рояль.
Квартира стала местом веселых встреч поэтического сообщества. Митя умел производить впечатление, независимо от того, что делал и говорил. Его называли «наш лорд», все, что он делал или надевал приобретало налет аристократизма. Главным элементом этого образа был, небрежно повязанный, пестрый, шелковый шарф. И узкое пальто.
Еще одним вероятным прототипом Бендера был сослуживец Евгения Петрова (он был сотрудником уголовного розыска) — Остап Шор.
Валентин Катаев вспоминал:
«Что касается Остапа Бендера, то он написан с одного из наших одесских друзей. В жизни он носил, конечно, другую фамилию, а имя Остап сохранено как весьма редкое… Внешность соавторы сохранили в своем романе почти в полной неприкосновенности: атлетическое сложение и романтический, чисто черноморский характер».
Именно Катаев, брат Петрова, соединил эту блестящую пару литераторов и подкинул им идею юмористического рассказа про бриллианты, спрятанные в стуле.
Киса Воробьянинов тоже имел прототип — им был двоюродный дядя Катаевых, председательствовавший в полтавской земской управе.
Третий сын
В «Золотом теленке» фигурирует учреждение «Геркулес», реальным воплощением которого была Особая губернская продовольственная комиссия по снабжению Красной армии, в которой пришлось работать некоему Иехиэль-Лейбу Файнзильбергу. Это был известный нам Илья Ильф.
Отец юноши, Арье, не был богат, но должен был дать образование сыновьям. В первую очередь, старшему. Так начались разочарования старика. Саула отправили учиться на бухгалтера, но через некоторое время он сделал «жуткое» признание, заявив, что он — художник. Под псевдонимом Сандро Фазини он уехал во Францию. Примерно такая же история была со вторым сыном.
Третий сын таки стал бухгалтером, но со временем вступил в «Коллектив поэтов». Ему суждено было написать нечто великое! Так и произошло.
Маруся
Илья еще в Одессе встретил свою любовь — Марусю Тарасенко, она была ученицей его брата. Сначала она была увлечена учителем. Но это быстро изменилось. Они часами сидели на подоконнике и мечтали о будущем.
Когда Илья уехал в Москву, в распоряжении влюбленных были письма, в которых они многословно писали о чувствах:
«Моя девочка, во сне вы целуете меня в губы, и я просыпаюсь от лихорадочного жара. Когда я увижу вас? Писем нет, это я, дурак, думал, что меня помнят… Я люблю вас так, что мне больно. Если разрешите — целую вашу руку».
Влюбленные поженились и получили комнату в Сретенском переулке. Поначалу у них практически не было одежды, но «Двенадцать стульев» принесли и славу, и деньги, и признание. Даже отдельную квартиру!
Маруся играла на рояле и заказывала подарки мужу — он любил ее баловать. У пары родилась одна дочь — Сашенька. Одна на звездную писательскую пару Ильфа и Петрова, у которого были сыновья.
Александра посвятила всю свою жизнь сохранению памяти о творческом содружестве Ильфа и Петрова. Под ее руководством была издана книга Евгения Петрова «Мой друг Ильф» и альбом с фотографиями отца. Есть история, что некоторые журналисты и ведущие мероприятий называли ее «дочерью Ильфа и Петрова». В конце концов, ей это надоело, и к открытию фотовыставки в США она сделала визитки с такой подписью.