В год празднования 40-летия создания производственной фирмы (ПФ) «КАМАЗавтоцентр» (https://dzen.ru/media/id/5f86bca34872967f57b4efa2/istoriia-kamaza-rasskazyvaiut-dokumenty-o-firme-kamazavtocentr-63d90a140878d4264ec933c8) продолжу знакомство с материалами, относящимися к созданию разветвлённой сети автоцентров КАМАЗа.
Как только в 1976 году автомобили КАМАЗ стали сходить с главного сборочного конвейера, в городе заработал временный консультационно-гарантийный пункт. Он располагался на повороте старой дороги, ведущей в Мензелинск и проработал около года.
Вспоминает Марданов Данил Галимзянович – инженер управления запасных частей: «Ежедневно к нашему пункту подъезжали 20-25 автомобилей. Водители буквально терялись перед новой машиной. Доходило до курьёзов: у них вызывал страх звук компрессора, их смущало обилие приборов и клавиш. Вопросы сыпались один за другим. Двое-трое слесарей тут же на месте, устраняли неисправности, оказывали неотложную техническую помощь».
Одновременно участок мог принять всего 2 грузовика. Ветераны вспоминают, что и по этой причине, но чаще из-за поломок, связанных с неопытностью водителей, на участке порой выстраивалась очередь из машин длиной по нескольку сот метров.
Датой рождения автоцентра в Набережных Челнах считается 27 июля 1977 года. Правда, в то время он назывался по-другому – «центр технической помощи». И первым местом дислокации автоцентра стало недостроенное здание на территории АТХ-4, где находились машины, обслуживающие иностранных специалистов. Внизу на карте это место обозначено звёздочкой.
Вспоминает Фофонов Николай Васильевич - руководитель Набережночелнинского центра технической помощи (декабрь 1979- март 1983):
«Пришлось начинать с нуля. Ведь у здания не было ни окон, ни дверей, ни тепла, ни воды. Соляркой отапливали помещения. Руководство КАМАЗа на первый план ставило главный конвейер, не до нас было. К тому же, если объект не был включён в титул, т.е. план капитального строительства, то на него средства не выделялись. Мы сами находили строительные материалы, сами достраивали свой Центр».
В 1978 году коллектив Набережночелнинского центра состоял уже из 30 человек. За центром техпомощи был закреплён регион Татарской АССР по левобережью Камы. В регион Закамья входили 12 районов. Ежеквартально, каждый инженер технического отдела выезжал в подшефный район и оценивал правильность эксплуатации автомобилей КАМАЗ. Особенное внимание уделялось эксплуатации камских грузовиков в колхозах и совхозах Татарии.
С образованием ПФ «КАМАЗавтоцентр» в 1983 году в городе Брежнев (такое название носил наш город в период с ноября 1982 года по январь 1988 года) встал вопрос о сооружении современного автоцентра, рассчитанного на обслуживание 10 000 автомобилей КАМАЗ в год.
Примечательно, что в то время было создано 2 варианта типовых сервисных автоцентров – зонального и регионального. Первый был рассчитан на обслуживание 10 000 автомобилей в год, второй – на 30 000 автомобилей в год. Набережночелнинский автоцентр относился к разряду зональных.
Внизу приказ генерального директора КАМАЗа № 375 от 28 сентября 1983 года «Об утверждении рабочего проекта автоцентра КАМАЗ».
Кстати, место для автоцентра в районе Орловского кольца в своё время выбрал Фофонов Николай Васильевич.
Но весь груз ответственности по строительству нового здания лёг на плечи Мархамова Халита Зайнулловича - директора Набережночелнинского автоцентра (1983-1988).
В книге Сафиной Сании Адгамовны «Право быть первым», изданной в Набережных Челнах в 2002 году приводится такой факт «Какие только роли не исполнял Мархамов Х.З., пока автоцентр не достроил: организатор, снабженец и т.д. ... Мархамов побывал и у знаменитого Евгения Никаноровича Батенчука: помогите. А тот ему в ответ: «А почему я тебя должен поддерживать?» «А потому, что КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЙ эксплуатирует 1 500 автомобилей КАМАЗ. Как только автоцентр построим, у вас не будет проблем с их ремонтом и обслуживанием». Диалог завершился в пользу просителя, первый заместитель Батенчука стал куратором стройки».
Автоцентр был построен в 1987 году. Но лишь в июле 1988 года был подписан акт о его приёмке в эксплуатацию.
Внизу статья из газеты «Рабочий КАМАЗа» от 31 марта 1987 года, в которой рассказывается о первой конференции работников Брежневского автоцентра, состоявшейся в новом здании.
В апреле 1987 года Набережночелнинский автоцентр открыл свой филиал в городе Чистополь.
В 1992 году, когда начался процесс реорганизации ПФ «КАМАЗавтоцентр», то в 1993 году Набережночелнинский автоцентр получил статус Товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО).
Но это уже другая история.
В материале использованы данные, опубликованные в книгах С. Сафиной «Право быть первым», изданной в Набережных Челнах в 2002 году и«ООО «Набережночелнинский автоцентр КАМАЗ»: 30 лет», изданной в Набережных Челнах в 2007 году.
Большую помощь в подготовке материала оказал Исхаков Сагир Саяхович, прошедший путь от техника до главного инженера Набережночелнинского автоцентра.