Найти тему
Любопытно пишете!

«Со мной ничего не происходит». Если вы хотите рассказывать интересные истории, но не знаете, с чего начать

У вас возникало чувство, что вам совершенно нечего рассказать о себе и о своей жизни? Скорее всего, с вами всё в порядке.

Одной из причин такого «затишья» могут быть потоки информации извне. Мы постоянно читаем и слушаем в интернете (по своей воле или против неё) о других людях и их достижениях. Многие хотят показаться успешнее, чем они есть. Другие и вправду так успешны, как заявляют. Возникает ощущение, что никому не понравятся наши истории, ведь нужно что-то такое «вах-вах». Собственная жизнь окрашивается в обыденный серый оттенок.

Но правда такова: вам не нужно быть лучше кого-то. Вам не нужно никого нарочито впечатлять. Необходимый минимум для интересной истории: вы и ваш жизненный опыт. Постарайтесь полюбить всё простое, что с вами происходит. А слова, чтобы разделить это с другими, со временем найдутся.

«Неинтересное», которое ты сумел полюбить, становится самым захватывающим – ведь это только твоё, а не гипотетических Кати или Пети, какими бы умными и талантливыми они не были.

Хорошая новость: вы уже умеете создавать истории. Я бы сказала, вы с ними профессионально дружите. Устно, письменно, и аж с детства. Звонок: «Догадайся, что случилось!». Сообщение на смартфоне: «Я тебе сейчас тако-о-ое расскажу». Всё это — наш родной сторителлинг.

Принимаясь за устный рассказ, подсознательно мы всегда ставим перед собой цель. Пробудить восхищение, приобщить к тревоге, поразить новостью, заставить хохотать, научить жизненной истине. Это такие общечеловеческие цели общения, а истории — яркий инструмент, который помогает их достичь. Этот инструмент уже в ваших руках.

«В мире нет неинтересных вещей.
Есть только незаинтересованные люди» С. Кови

Неиссякаемые источники историй

Поднимите на поверхность дневниковые и деловые записи, если таковые есть. С какими людьми вы знакомились/работали, в каких местах бывали.

С какими-то из этих событий обязательно окажутся связаны забавные, нелепые, грустные, непонятные эпизоды. Каждая такая история несёт в себе эмоциональный заряд. Читатель может узнать в ней самого себя. Историей можно преподнести себя как специалиста...

«В меня били молнии, но я всё же выдернул оттуда этих трёх упрямцев» — история стоматолога, который удалил зубы мальчику, который кусал его и рычал на всю клинику.

«Это была самая странная консультация в моей жизни» — курьер перепутал кабинеты и ввалился к юристу. А через секунду вернулся и спросил поверх коробки пиццы: «Слушай, а кто это такое — аффилированное лицо?».

...а также как настоящего человека со своими слабостями или суперспособностями...

«Не хочу хвастаться, но я заставила парить сразу три предмета», — если вам доводилось поскальзываться со сковородкой, пачкой кошачьего корма и утюгом (ну а вдруг?) в руках.

Заголовок должен быть любопытным. Его цель — побудить человека читать. Желательно взахлёб. Ведь мы хотим подать дымящееся аппетитное блюдо, а не полуфабрикат. Подберите варианты названий, прогоняя их через цензуру: «А не скучно ли это? А захотел бы я сам узнать продолжение?».

2. «Всё когда-то происходит впервые»

Первая работа, первые клиенты, первые крупные провалы и победы. Тут есть и чем похвалиться, и в чём покаяться. Не бойтесь ни одного, ни второго. Такие истории завораживают. Дают веру в лучшее. Люди издревле верят таким историям. Только пусть она будет правдивой. Фантастические вкрапления — по минимуму, для вкуса.

3. Истории в несколько заходов

Можно писать целые серии постов — превратить блог в сериал. Не дайте подписчикам засохнуть заскучать. Держите их в приятном напряжении. Можно обрывать пост на самом интересном месте, вызывая любопытство. Узнаёте? Да, это именно то, за что мы так ругаем сериалы! Но приём-то рабочий, а?

Была ли у вас затяжная история с каким-то сложным заказчиком? Переживали кризис в личной жизни/карьере? Каким был ваш путь к успеху? Или вы только идёте по нему, и готовы писать в режиме реалити? Всё, о чём так хочется рассказать, но одного поста катастрофически не хватает, можно размещать постепенно. Чтобы читателю было легче найти начало/продолжение/конец истории, оформите все её части в отдельную подборку.

Окей, тема обозначена. Но как же всё-таки написать историю?

-2

Цель истории

Без цели не стоит и приступать к написанию сторителлинга. Продать? Рассмешить? Разогреть интерес к новому продукту? Побудить к диалогу? От цели зависит, какие эмоции мы «зашиваем» в текст, какое настроение ему придаём: динамичное, размеренное, радостное, игривое, деловое и т.д. Когда цель ясна самому рассказчику, он не возьмёт в историю лишние слова, ненужные подробности, бесполезных персонажей. Он сфокусирует внимание читателя на том, что волнует его самого.

Вовлекающее начало

Как я уже говорила, скучный заголовок и первые строки — провал любой истории. Лишь гигантская лояльность может побудить читателя дать шанс тексту с унылым заголовком. А в условиях инфошума жизненно важно продумывать первые строки и нещадно их шлифовать.

Можно начать:

  • с неожиданного заявления;
  • с интригующего диалога;
  • с того, чего читатель уж точно не предвидел;
  • миллионом других способов.

Однажды я читала книгу, где на первой же странице меня вытолкнули на место преступления. Я испытала шок. Но чувство незавершённости и тяжесть на сердце не дали мне оставить эту историю. Почему так жестоко? Что на самом деле случилось? Можно ли логически объяснить эту трагедию?

Конечно, книга на всём протяжении была написана вовлекающе, но именно первая страница заставила меня открывать её в течение нескольких дней. И я дошла до последней строчки.

3D-персонаж

Главный герой не должен быть «плоским». Вдохните в него жизнь. Самый простой способ — закрыть глаза и вспомнить этого человека (или самого себя) в мельчайших подробностях. Выделить ключевые особенности, которые присущи лишь ему (вам). Постараться транслировать его (свой) образ, словно читатель смотрит кино.

Например, когда я начинала писать этот материал, то была одета в оранжевое домашнее сари. Это яркий штрих, которым можно набросать мой портрет. А если ещё и «нарисовать» съехавшие на нос очки в квадратной оправе и кое-как завязанную в пучок шевелюру — вообразить меня становится ещё легче.

Играйте деталями, да не заигрывайтесь переусердствуйте. Не в каждом тексте нужен гиперреализм. Иначе можно уйти в описание цветочных горшков на подоконнике и упустить из виду саму цель истории. Двух-трёх образных вкраплений достаточно, чтобы создать в уме читателя образ и удержать его внимание. Теперь он следует за реальной личностью, а не за безликим контуром.

Главным героем может быть не только человек. Ваш товар тоже запросто справится с этой ролью. Подарите ему 3D-графику и отправьте искать приключения. Пусть пройдёт сквозь дебри жизненных трудностей, сохранив товарный вид и доказав свою морозостойкость :) Как-то раз я писала историю от лица вязаной шапки. Правда, её чуть не забыли в гардеробной театра, но не переживайте: там всё хорошо закончилось.

Структура истории

Соблюдайте такую схему: завязка, конфликт, кульминация, развязка. Сторителлинг не должен заканчиваться двусмысленно, обрываться вникуда, быть напичканным не связанными друг с другом сюжетами. Большинство людей выращены на этой структуре истории, она у них на подкорке мозга. Постарайтесь облегчить им путь.

Приоритет — глаголам. Прилагательные — слуги

Просто запомните: история — это экшн. Больше движения! Если поскупиться на «говорящие» глаголы, можно получить не живую историю, а приплюснутый ледник.

Существительные и прилагательные важны. Они обозначают героя, рисуют его изображение. Но без глаголов он мёртв. Нет действий — нет истории.

«А если герой просто лежит?», — спросят меня знатоки пера Гончарова. Но ведь и лежать можно по-разному: простираться на кровати, раскачиваться из стороны в сторону, вытягиваться стрункой, елозить как принцесса на горошине. Валяться, в конце концов. Чувствуете, как танцуют смысловые оттенки? И это тоже движение истории.

Дружить со словарём синонимов — это увлекательно. Сейчас ваши герои только «ходят», «забывают» и «лежат», а начнут порхать, запамятовать и койку давить 😄

В конце хочу поделиться историей, которую я в своё время написала для интенсива по сторителлингу.

Подумайте вот о чём: вас интригует начало текста? Если да, то почему? Насколько хорошо проработан персонаж клиентки? В каком свете она раскрывает мастера, о котором идёт речь? Какие эмоции вызывает история? Можно ли её продолжить? Если да, то как? А какие у этого сторителлинга могут быть цели?

Она вошла. Сгорбленная, как после похорон. Нервные руки массируют хлопковый шарф.
На продавленном диванчике приглушённо усмехнулись. Она взмолилась про себя, чтобы виной тому был глянцевый журнал в чьих-то наманикюренных руках, а не круги под её глазами.
Или волосы, спадающие на унылые плечи жидкими ручейками.
Или мраморная кожа, которой она стесняется ещё с 13-ти лет. В тот день чьи-то чёрные ботинки, прогрохотавшие мимо, грубо бросили девушке: «Мумия!», и её личико ещё ниже склонилось к земле.
Слышу её голос – такой, словно сейчас на рыдания сорвётся.
«Я тут рядом живу... У меня сегодня выпускной. Не знаю, куда обычно ходят... К вам... К вам ходят? Ну, чтобы...»
У меня сжимается сердце. Я словно увидела себя лет десять назад. Думали, такое только в кино бывает? Что ж, добро пожаловать в моё кино!
Мягко улыбаюсь. Слегка касаюсь её плеча, но она всё равно вздрагивает.
«Пожалуйста, садитесь в это кресло. У меня окошко сейчас. Я с радостью помогу вам с вечерним образом».
Голоса вокруг — на минимальной громкости. Моя подопечная неловко усаживается в скрипучее кресло. Дрожащей ладонью берёт из моих рук смартфон.
Я продолжаю: «Хочу, чтобы вы просмотрели этот альбом. Здесь я собрала образы как раз для вашего типажа. Вы полистайте! Хотите кофе? Чайник только вскипел!». Она шумно сглатывает: «Да, пожалуйста».
Аромат корицы переплетается с амбициозными запахами лаков и шампуней. Снова поют фены, жужжат машинки, просыпаются разговоры. Сквознячок из приоткрытого окна приятно щекочет кожу, пока я помешиваю кофе и наблюдаю за ней.
Пальчик хаотично танцует от слайда к слайду, и вдруг резко замирает. В её глазах вспыхивает этот изумрудный огонёк...