Эмоциональная безопасность в общении возможна только тогда,когда каждый из участников может разместиться в контакте. Т.е. проявить свою детскую часть без боязни быть отвергнутым,брошенным, уязвлённым.
Максимально это выражается в детско-родительских отношениях, когда мама принимает ребёнка, разрешая ему быть и выражать его чувства, разъясняет их и контейнирует. Повезло тому,у кого была такая безусловно принимающая, любящая и ресурсная мама. Обычно же случается иначе.
Во взрослом возрасте детско-родительские отношения воспроизводятся с романтическими партнёрами, начальством, педагогами-учителями (как школьными,так и духовными,эзотерическими), любыми авторитетными лицами,которые владеют большей компетенцией(кажущейся или реальной), и ,конечно же, с психотерапевтом ( а это уже уровень для продвинутых). Конфигурация таких отношений будет повторять детские, с травмами оттуда.
Обычно шанс трансформировать патологичную историю есть у тех,кто дошёл до психотерапевта. Тогда появляется возможность исцелить травмированную детскую часть(забрать энергию из травмы), обнаружить-подрастить-укрепить внутреннюю маму и наладить связь между ними. В принципе, в этом и есть смысл психотерапии. Но способность к этому психики(а также Души и Духа) у каждого человека различны. У кого-то получится,у кого-то нет, и придётся заходить на новый круг..
У психотерапевта же при этом самая важная задача - это обеспечить безопасную эмоциональную среду,в которой для психики другого человека появится возможность раскрытия.
Травмы потому-то и стали травмами, что когда-то у ребёнка такой возможности не было. Эмоциональные переживания не нашли выхода, и,зачастую, само существование маленького человека было либо жёстко обусловлено (будь таким-то,тогда полюблю), либо игнорировалось (не будь, лучше бы тебя не было).
Важно,чтобы в лечебном контакте психотерапевт был настроен на Другого полностью,всем своим вниманием, чувствами,мыслями, телесным резонансом; обладал психо-эмоциональной устойчивостью и способностью выдерживать все (в т.ч. и "тяжёлые") чувства другого; осознавал собственные происходящие процессы и процессы клиента.
Выдерживать глубокий погружённый контакт возможно только,если свои собственные травмы проработаны (хотя бы в основном объеме), произошло выявление, признание, оплакивание, отпускание и исцеление собственной боли. Тогда контакт с болью клиента будет переносим.
И ещё хорошо бы,чтобы вся эта работа происходила из любви. Не из отреагирования своей нарциссической травмы, желания поклонения, восхищения, демонстрации всемогущества и сверхспособностей, а из сопереживания, милосердия,из любви.
Автор: Мария Кузнецова
Врач-психотерапевт, Сексолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru