Антагонисты в кинематографе уже давно перестали быть простыми бесхарактерными клишированными негодяями, ведь сегодня буквально каждый сценарист нового блокбастера пытается придать злодею своего кинополотна щепотку некой харизмы и мотивации. Супергероика же в её оригинальном виде полна интереснейших и привлекательных антагонистов, образы некоторых из которых студия Marvel смогла убедительно и удачно перенести на большие экраны, а некоторых - не слишком. В этой статье поговорим о десяти самых крутых и внушающих антагонистов громадной киновселенной Кевина Файги, которые сегодня ставятся в пример многим неудавшимся кинокомиксам, как сценарно правильно расписанное введение злодея в историю определённого супергеройского проекта
1. Локи ("Тор", "Мстители")
Сводный брат Тора Одинсона, бог обмана, хитрости и коварства, никогда не был каким-то особо мотивированным антагонистом. В комиксах наш Лакей и вовсе появлялся ещё с самого первого выпуска про "Мстителей", где был представлен, как типичный цветастый клишированный негодяй, который хочет захватить мир по своему велению. Однако в киновселенной Marvel Файги придал персонажу толику глубинности и душевности, не в последнюю очередь благодаря невероятной харизме очаровательного Тома Хиддлстона. Но и в плане мотивации в злодеяниях Локи в том же первом "Торе", к примеру, я не увидел чего-то страшного, если не наоборот. Бога обмана обманывали (иронично) с самого детства, его всю жизнь ставили на второй план, а Один изначально стёр любые надежды Лакея на наследование трона Асгарда, и это при том, что Локи, в отличие от Тора, изначально обладал политическими и амбициозными задатками, в то время, как сам бог грома был самовлюбленным и эгоистичным парнишкой, которого интересовали лишь поединки и побоища. И даже нападение на Нью-Йорк в первых "Мстителях" объяснили позже тем, что сознанием Локи завладел Камень Пространства, который ему подогнал за кадром аж сам Танос. Но про фиолетового титана уже гораздо ниже. С нетерпением ждём возвращения героя Хиддлстона во втором сезоне его сольного сериала, а позже - и в "Династии Канга" с "Секретными войнами"
2. Зимний Солдат ("Первый мститель: Другая война")
Баки Барнс был лучшим другом Стива Роджерса на момент событий "Первого мстителя" в самый разгар Второй Мировой войны. Однако в первой части похождений Капитана Америки Барнс трагически погиб, что оставило отпечаток на самом Стиве. В "Другой войне" же авторы резко раскрыли, что секретный эксперимент таинственной Г.И.Д.Р.ы, некая программа "Зимний Солдат" - это выживший Баки, которого сразу после падения с поезда нашли и подлатали солдаты организации, позже промыв ему мозги. И сказать, что в "Другой войне" Зимний Солдат внушал как никто другой - значит не сказать ничего. Это был действительно таинственный и пугающий антагонист, сравнимый по силам с самим Кэпом, и с ним же и Роджерсом в финале фильма братья Руссо устроили невероятную драму. Опять же, не в последнюю очередь образ Зимнего Солдата настолько понравился зрителям благодаря харизме и обаянию Себастиана Стэна. И пускай в дальнейших лентах MCU, а заодно и в собственном сериале, образ Баки кардинально изменился, он всё равно остался любимчиком публики
3. Альтрон ("Мстители: Эра Альтрона")
Даже если на секунду забыть, что вторые "Мстители" - достаточно посредственная супергероика, которая слила в утиль интереснейшую комиксную арку (которая спокойно могла бы утереть нос той же арке с Камнями бесконечности), неизменным осталось одно: образ безумного и кровожадного андроида, созданного руками Тони Старка и Брюса Бэннера (в комиксах вместе со Старком Альтрона создал Хэнк Пим). Злодей внушал тем, что в его руках резко оказалась власть над всей сегодняшней сетью. Искусственный интеллект одним махом руки мог развязать в мире ядерную войну, обрушить интернет и электричество по всему миру, устроить настоящий человеческий геноцид, но в "Эре Альтрона" он не воспользовался и третью своего потенциала. Что, впрочем, не отменяет факта невероятного обаяния и харизмы робота (андроид играет на экране в разы лучше, чем любой из сегодняшних новичков той же 5 фазы киновселенной, вот прикол то)
4. Земо ("Первый мститель: Противостояние")
Барон Земо в оригинальном бумажном первоисточнике, как и Локи, был достаточно клишированным антагонистом, который хотел отомстить Кэпу за то, что тот в прошлом пролил на лицо парня особый клей, из-за которого к лицу Гельмута припечаталась его фирменная фиолетовая маска. В киновселенной Marvel же Кевин Файги и братья Руссо полностью изменили антагонисту характер, ориджин и мотивацию: Земо реально можно понять и посочувствовать, его злодеяния имеют место быть, и они не безосновательны. Во время событий "Эры Альтрона" по вине Мстителей у Земо погибла вся семья. Впрочем, безнаказанность величайших супергероев Земли за свои необдуманные поступки и являлась основополагающим лейтмотивом "Гражданской войны". Гельмут всего за один фильм сделал то, чего не смог сделать ни один Локи или Альтрон: расколол Мстителей и подорвал к ним доверие со стороны простых людей. Пускай в "Соколе и Зимнем Солдате" Земо превратился в пустословную марионетку главных героев, как и с Баки Барнсом по-прежнему неизменной оставалась одна вещь: обаяние прекрасного Даниэля Брюля
5. Эрик Киллмонгер ("Чёрная Пантера")
Чуть ли не лучший антагонист всей киновселенной Marvel, мотивация которого в чём-то схожа с мотивацией Локи из самого первого "Тора". В детстве Эрика постигла тяжёлая судьба: его отца в его же квартире убил собственный брат, оставив труп на пороге и улетев восвояси обратно на территорию Ваканды, забив на племянника, оставшегося без семьи, денег и любви. Т`Чака действительно был настоящим злодеем, из-за которого Киллмонгер в будущем превратился в настоящего безумца и психопата, не чурающегося убивать ни в чём не повинных людей ради достижений собственных целей. И его конфликт с Т`Чаллой вполне ясен и очевиден: законная борьба за трон страны. С другой стороны, Райан Куглер уже в конце фильма доказал зрителю, что мотивы Киллмонгера изначально были праведными, ведь именно благодаря ему Т`Чалла решился открыть Ваканду всему миру. Можно ли Эрика вообще назвать полноценным антагонистом? Я бы так не сказал
6. Танос ("Мстители: Война бесконечности", "Мстители: Финал")
Основной антагонист всей Саги Бесконечности, которого авторы тизерили нам ещё с момента сцены после титров самых первых "Мстителей". Фиолетовый безумный титан действительно внушал мощь, угрозу и страх: пускай его философия по поводу истребления половины живого во вселенной не имеет места быть, всё же это объясняется тем, что Танос безумен, и доказывал это на деле несколько раз. По факту почему же зрителям настолько понравился данный антагонист? Всё из-за того, что титан предан своей миссии и готов пойти на любую жертву, чтобы довести собственное дело до конца: даже убить любимую приёмную дочь. Смотря на лицо Таноса ты ощущал всю мощь, находящуюся в его руках, и в конце "Войны бесконечности" антагонист смог сделать ныне невиданное для MCU: победить. Главные герои, в свою очередь, позорно проиграли в этой схватке. Однако в "Финале" братья Руссо резко изменили характер титана, превратив его не в безумца, а в сумасбродного психопата, который из-за увиденного будущего решился на полное уничтожение мира, а затем - его воссоздание по подобию, благодаря силе Перчатки бесконечности. Танос силён, строг, умён, тактичен, опасен и коварен. Большего для антагониста в блокбастере и не требуется
7. Мистерио ("Человек-паук: Вдали от дома")
Долго думал, кого поставить на это место: Эдриана Тумса из "Возвращения домой" или Квентина Бека из "Вдали от дома". Но в итоге остановился на выборе Мистерио, поскольку Бек - коварный и страшный антагонист, который, несмотря на свою наивность, эгоистичность и самовлюблённость, смог довести дело до конца, убедив половину мира в том, что он - настоящий супергерой, а Питер Паркер - злодей. С Квентином в сиквеле связана важнейшая для Паучка сюжетная арка, которая в будущем (то есть в концовке "Нет пути домой") определит его, как настоящего Человека-паука, отречённого от своей личной жизни и готового защищать город от любых опасностей. Ну и отдельно стоит похвалить Джейка Джилленхола: актёр идеально вписался в роль, хотя изначально казался для многих мискастом
8. Зелёный Гоблин ("Человек-паук: Нет пути домой")
Чем в первую очередь хорош "Нет пути домой"? Именно тем, что лента смогла объединить в своей истории несколько поколений, вернув не только полюбившемся зрителям образы Паучков в исполнении Тоби Магуайра и Эндрю Гарфилда, но и старых антагонистов из лент Сэма Рэйми и Марка Уэбба. Но главным и основным злодеем для Питера Тома Холланда Джосс Уидон и Кевин Файги сделали Зелёного Гоблина в исполнении прекрасного и харизматичного Уиллема Дефо. И сказать, что персонаж в ленте внушал даже больше, чем в первом "Человеке-пауке" Сэма Рэйми - значит не сказать вообще ничего. Гоблин стал опаснее, проворнее и коварнее, он нагло обманул главного героя, убил тётю Мэй, подпортил репутацию Паркера в глазах общественности, и в итоге на почве этого в концовке ленты Уидон (что в новинку для бездарного режиссёра) смог создать неплохой конфликт, где Питер Холланда чуть не нарушил собственное правило и не убил своего врага. Скорее всего, после "Нет пути домой" Гоблин вряд ли появится в киновселенной где-то ещё, но даже такое мелкое возвращение поистине можно назвать триумфальным
9. Нэмор ("Чёрная Пантера: Ваканда навеки")
Изначальный сценарий сиквела "Пантеры" был очень хорош, если даже не больше: Райан Куглер собирался взять основные мотивы и наработки из первой части, и преумножить их в сиквеле, если бы не трагическая кончина Чедвика Боузмана. Из-за этого конфликт Нэмора, короля подводного царства Тлалокана, и Т`Чаллы в фильме был сведён на нет, хотя он прям напрашивался с самого первого появления антагониста. Да и вообще, можно ли Нэмора, как и Киллмонгера, назвать полноценным антагонистом? Персонаж является королём и настоящей мессией для своего народа, защитником, который поклялся оберегать их от любых опасностей. Ему попросту не оставалось ничего иного, кроме как самому напасть на угрожающих Тлалокану людей, на защиту которых встали вакандцы. В фильме авторы попытались обыграть этот конфликт с помощью Шури, но получилось достаточно слабо и вяло. Но самого Нэмора ещё рано списывать в утиль: персонаж появится в "Династии Канга", а в будущем - может даже и в собственном проекте
10. Высший Эволюционер ("Стражи Галактики. Часть 3")
Но как бы иногда многие зрители не ругали антагонистов за отсутствие какой-либо мотивации, эти самые зрители забывают, что злодеи в первую очередь должны быть злодеями: опасными, неконтролируемыми и безумными психами. И именно под такой параметр и подпадает Высший Эволюционер. У него нет мотивации для своих злодеяний (хотя с ним и связана достаточно интересная сюжетная арка в духе "Трудно быть Богом"), но антагонисту это вовсе ни к чему: он безумен. Он вызывает раздражённость у зрителей, но раздражённость не на почве того, что он слабо сценарно прописан, или его играет полный бездарь, а на почве того, что Эволюционер - конченный социопатичный маньяк, издевающийся над ни в чём не повинными животными. Если злодей вызывает у вас чувство гнева именно из-за того, что он творит по ходу сюжета - значит образ злодея на экран был передан отлично