Найти тему
Начну с понедельника

Всё сделаю! Но потом...

Вот порой надо работу работать, а ты сидишь и в лучшем случае читаешь статьи о том, как быть эффективным, а то и вовсе листаешь новости, смотришь ролики или даже решаешь сделать генеральную уборку. Но не сейчас, а потом.

Вот это “потом” и есть прокрастинация (от латинского “cras” — “завтра”).

Время идёт, а дела стоят...
Время идёт, а дела стоят...

Почему мы прокрастинируем?

Самые частые причины откладывания дел таковы:

  1. Боязнь провала: “вдруг я начну, а  получится плохо? Лучше вообще не начинать, тогда не будет неудачи!”
  2. Усталость: нередко человек не может собраться с силами и начать работать просто потому, что сил уже нет. Хронический недосып, перегруженность делами, недостаток полноценного отдыха, переизбыток ответственности выматывают и не дают сосредоточиться.
  3. Отсутствие интереса: скучные дела, утомительные задания и та работа, которую вообще-то должны делать другие, нас не вдохновляют. Часто прокрастинация становится пассивным бунтом: мне дали уйму чужой (или моей, но скучной) работы, а я её делать не буду. Во всяком случае не сейчас.
  4. Бегство от проблем: если жизнь вокруг не радует, то зачастую хочется куда-нибудь спрятаться, чем-то себя успокоить и побаловать. В ход идут сериалы, игрушки, ролики, болтовня с друзьями или с незнакомцами в сети. А работа? Да, конечно, её нужно сделать. Но потом.

Итак, с причинами разобрались: перфекционизм (желание всё делать безупречно), перегруженность, скука и желание не думать о проблемах. А что с этим всем делать?

Как перестать откладывать на потом всё нужное, важное и срочное?

Для начала список того, что точно не поможет:

  • Ругать себя;
  • Пытаться взять и сделать все-все дела вот прямо сейчас;
  • Отложить борьбу с прокрастинацией на потом.

А теперь — что может помочь:

  1. План: упорядочить дела, записать их и чётко определить, что нужно сделать обязательно и срочно, что обязательно, но, скажем, через три дня, а что можно вообще не делать.

Всё запишем, упорядочим и рассортируем!
Всё запишем, упорядочим и рассортируем!

2. Сосредоточенность: чтобы сконцентрироваться на деле, нужно держаться подальше от соблазнов. Выделить время на дела: допустим, сорок минут — и в течение этого срока честно не отвлекаться на соцсети, пушистых питомцев, если работаешь дома, и разговоры с коллегами, если работаешь в офисе. Если попытаться запретить себе отвлекающие факторы насовсем, то эффекта не будет, а вот продержаться 30-40-50 минут вполне по силам каждому.

3. Забота о себе: если проблема в недостатке сна и полноценного отдыха, то надо пересмотреть своё расписание. Наш главный ресурс — это мы сами. И важно заботиться о своём состоянии.

4. Мотивация: если внешней мотивации недостаточно, надо подключать внутреннюю. А как правильно себя мотивировать — тема отдельного поста. И об этом мы обязательно напишем;)

Часто ли ты откладываешь на потом то, что нужно сделать сейчас?