Найти в Дзене
Oprosso

Как настроить логику в анкете

Оглавление

Логика – это инструмент, который помогает исследователям определить релевантных участников и направить респондента или группы респондентов по уникальному сценарию прохождения опроса, учитывая уже полученные от них ответы в ходе анкетирования или другие данные из внешних информационных систем, например, из CRM. Роль логики заключается в динамичной персонализации анкеты и получении как можно более точной информации от каждого респондента.

Функционал Oprosso позволяет настраивать два вида логики – логику переходов и логику отображений – прямо в интерфейсе, без использования программирования. Оба вида логики позволяют управлять показами вопросов в анкете в зависимости от цели исследования и релевантности респондента. И логика переходов, и логика отображения в своей основе имеют принцип «Если – То перейти к», и обе создают разветвленный сценарий для каждого респондента или группы респондентов. Их главное различие заключается в том, на какой вопрос они ориентируются при выполнении условий: логика отображения – на предыдущий, а логика переходов – на последующий.

Логика отображения

-2

Эта логика отвечает, как понятно из названия, за демонстрацию и скрытие вопросов. Если в исследовании о популярности новой услуги сотового оператора респондент на вопрос «Пользовались ли вы нашей услугой последние полгода?» дал ответ «Нет», логика отображения не даст ему увидеть следующий за этим вопросом блок, раскрывающий тему использования услуги в последние несколько месяцев. При этом человек, ответивший на тот же вопрос «Да», перейдет непосредственно к уточняющему блоку. Логика отображения может скрывать или показывать вопрос или блок вопросов респондентам, если они соблюли одно или несколько условий в предыдущем вопросе:

  • Выбрали несколько вариантов ответа на предыдущий вопрос, и некоторые из них совпали с нашим условием;
  • Выбрали определенный минимум или максимум вариантов ответа;
  • Проходят опрос на определенном устройстве: например, вопросы будут показываться только тем, кто участвует с ПК или с мобильного телефона;
  • Перешли по ссылке, сформированной для определенного канала сбора ответов;
  • Открыли анкету по ссылке, содержащей уникальный параметр или параметры, сформированные заранее через внешнюю систему.

Логика перехода

-3
-4

Этот вид логики позволяет создать персонализированный путь респондента в зависимости от указанных условий, и это не просто переход от вопроса к вопросу, а разветвленный сценарий, рассчитанный на одного респондента или одновременно на группу респондентов. Классический пример: после прохождения вопроса на выявление уровня лояльности (NPS) можно развести нейтралов, критиков и промоутеров по трем разным веткам прохождения анкеты, показывая для каждой группы свой набор вопросов.

Логика переходов позволяет настроить скринирующие вопросы, то есть вопросы, которые отсеют нерелевантных респондентов в любой момент прохождения исследования. Если респондент оказывается не релевантен цели исследования, для него можно настроить отдельный закрывающий экран или любой другой специальный слайд в анкете.

Условия выполнения переходов и отображений

Как уже было сказано, логика переходов и логика отображений срабатывают при соблюдении определенных условий, которые настраивает сам исследователь. Окно настройки для обеих логик содержит базовый набор, состоящий из трех полей:

  • Условие (что берем за основу);
  • Оператор (какое правило применяем);
  • Значение (что будет после).

Набор переменных у всех полей тоже одинаков. Для «Условия» это:

  • Каналы сбора ответов (откуда берем информацию);
  • Устройства (чем пользуется респондент для прохождения анкеты);
  • Параметр ссылки (позволяет настроить путь для респондентов с уникальной ссылкой);
  • Вопросы (определенный вопрос из анкеты).

Графа «Оператор» открывает список значений, который зависит от типа данных, полученных из выбранного «Условия». Всего таких значений в функционале Oprosso до 20 штук.

В графе «Значение» переменные также не унифицированы и зависят от варианта, выбранного в поле «Условие». В зависимости от типа данных они могут варьироваться от «да» или «нет» до списка вариантов, соотносящихся с выбранным условием.

В настройках логики переходов есть два поля, которые характерны только для этого типа. Это поле «То перейти к», которое объясняет, чем должно закончиться выполнение условия, и поле «В других случаях перейти к», которое уточняет, что произойдет во всех остальных вариантах. Результатом выполнения условия может стать переход к определенному вопросу или на завершающий экран.

Для усиления персонализации анкеты можно строить группы условий с использованием переменных «И» и «ИЛИ», добавлять новые логические блоки (для логики переходов). Количество дополнительных условий не ограничено, с их помощью можно настроить точечный показ, если среди большого количества респондентов необходимо получить ответы от определенного сегмента.

-5

Особые возможности логики Oprosso

Помимо выстраивания разветвленной логики в рамках одного исследования, функционал Oprosso предлагает исследователям следующие возможности:

  • Настройка логики отображения для групп вопросов. При помощи этой функции можно скрыть целую группу вопросов от конкретных респондентов или настроить логику отображения внутри группы вопросов. Пример – мы хотим собрать опыт разных групп респондентов. При помощи логики отображения можно одной анкетой охватить несколько сегментов, показывая одним группам респондентов одни блоки анкеты, другим – другие.
  • Усиленная персонализация. Использование логик помогает добиваться максимальной глубины в ответах респондентов. Благодаря настройке логики на определенных вопросах, участники могут попадать в особые секции анкеты для уточнения их опыта.
  • Доступ к метаданным респондентов. С помощью вопросов и переходов между ними мы можем уточнять опыт респондента. Например, выяснить, что у него за браузер, устройство, с которого он проходит анкетирование – эти параметры тоже могут влиять на прохождение анкеты.
  • Передача описания клиента или продукта через параметры из внешних информационных систем компании. Благодаря передаче через параметры, настройки логики будут содержать расширенный спектр данных о респонденте, за счет чего количество вопросов можно сократить – вся необходимая базовая информация уже будет известна.
  • Использование логики отображения в матрице. Вопрос типа «матрица» можно настроить, используя полученные в ходе исследования данные респондента и показывая ему релевантные значения полей.
  • Доступность большого количества операторов для настройки логики. Функционал Oprosso содержит около 20 операторов для разных типов данных, которые помогают настраивать сложные условия и максимально персонализировать анкету.
  • Отсутствие необходимости в программировании. Все параметры, условия и операторы можно настраивать прямо в интерфейсе.

Карта логики

Логические цепочки в анкете, особенно в больших разветвленных опросах, сложно все время удерживать в голове. Для удобства исследователей в функционале Oprosso существует инструмент, который называется «Карта логики». Он отображает вопросы, для которых применили логику, а также все условия, операторы и значения, настроенные для этих вопросов. Такая визуализация упрощает процесс настройки логических цепочек и облегчает понимание общего сценария.

Для того, чтобы открыть карту логики вашего исследования, нажмите на значок «Показать карту логики», который находится в разделе «Конструктор», в правом верхнем углу рабочей области.

-6

Открывшаяся таблица показывает отдельно логику отображения и логику прохождения для каждого вопроса.

-7

Для наглядности карту логики можно напечатать, нажав на кнопку «Распечатать».

Несколько полезных советов

  • При планировании сложной логики с несколькими потоками респондентов можно визуально разделить группы вопросов в конструкторе, используя служебный тип «Текст». Вместо вопроса напишите в поле ряд символов, например, несколько тире или звездочки. Не забудьте скрыть этот вспомогательный вопрос из общего исследования, выбрав в настройках логики отображения «Никогда не показывать».
  • Вопросы, ответы на которые больше не требуются, можно скрыть через параметр «Никогда не показывать». Не удаляйте эти вопросы из анкеты, иначе статистика, которая собиралась до этого, исчезнет вместе с удаленным вопросом и повлияет на общие результаты исследования. Особенно, если на удаленные вопросы была завязана логическая цепочка.

Выводы

Планирование сценариев прохождения – объемная задача, требующая от исследователя усиленного внимания, сосредоточенности и запоминания всех нюансов. Использование логики отображения и логики переходов, представленных в Oprosso, позволяет получить максимально персонализированную и точную информацию о респондентах, а инструмент «Карта логики» помогает исследователю визуализировать будущую анкету.

Настройка логики – большой путь со множеством перекрестков. И, как и любая другая настройка, логика требует внимательности и тестирования результатов. Этот путь от начала и до конца можно пройти в одиночку, но, если вам нужен проводник или просто помощь в реализации задуманного, не премините обратиться к нашим специалистам клиентского сервиса.

-8