Найти тему

Про детские страхи

Сегодня на одной из сессий в очередной раз обсуждали тему детских страхов.

©Метафорические ассоциативные карты Аниби. Автор: Ицик Шмулевич. Художник: Михаль Зингер
©Метафорические ассоциативные карты Аниби. Автор: Ицик Шмулевич. Художник: Михаль Зингер

Одним родителям они кажутся умилительными, у других вызывают раздражение, кто-то считает их абсурдными и всеми силами пытается заставить своего ребенка «перестать выдумывать». Знакомая ситуация для многих родителей. Так что же это за страхи? Откуда они берутся? Реальны они или это всего лишь богатая детская фантазия или странная выдумка? А главное, как сделать так, чтобы ребенок не боялся идти в темную комнату, не запрыгивал с разбегу на кровать, потому что «неведомое страшное чудище не дремлет и в любой подходящий момент готово схватить за ногу маленького хозяина кровати.

Давайте, для начала, поразмышляем, что такое страх. В представлении современного общества эта эмоция чаще всего имеет негативный окрас, является социально неодобряемой, и уж точно ни при каких обстоятельствах не должна присутствовать в характере эффективного, успешного, ресурсного человека. А ведь именно такими родители в будущем хотят увидеть своих детей.

©Метафорические ассоциативные карты Аниби. Автор: Ицик Шмулевич. Художник: Михаль Зингер
©Метафорические ассоциативные карты Аниби. Автор: Ицик Шмулевич. Художник: Михаль Зингер

Если обратиться к зоопсихологии, то мы поймем, что в животном мире страх это эмоция, основанная на прошлом негативном опыте, эволюционно усвоенная, имеющая главной своей целью – предостеречь, спасти вид, позволить ему развиваться. Можно справедливо задать вопрос: «При чем здесь животные, если речь идет о людях?». Ответ прост. Подумайте, что стало бы с человеком, если бы наши далекие предки бесстрашно бросались в огонь, сражались с медведем, делая ставку на собственную силу духа и смелость. Рассуждали бы мы сейчас о том, что такое страх? Скорее всего нет. Потому что именно страх помог человеку не только пройти эволюцию, но и в какой-то степени стал одним из двигателей современного развития.

В свое время, в страхе не быть съеденным львом, мужчинам пришлось подумать над созданием охотничьего оружия, женщинам, в страхе остаться голодными, найти способы сохранять пищу на зиму, шить одежду, утеплять жилище. С течением времени сюда же добавились социальные страхи, появилась интеллектуальная конкуренция, в страхе оказаться невостребованными, мы начали грызть гранит науки. Именно на этом этапе страх резко обесценился, утратил свою значимость, перестал признаваться, а если такое вдруг случалось, то следом за этим признанием человека накрывала лавина стыда. И вот здесь есть противоречие: мы по-прежнему запираем свои дома на замок, на машины устанавливаем сигнализации, огораживаем дворы. Уж точно мы делаем это не потому, что хотим поддержать современные охранные технологии. И что интересно! В наших районах уже давно не слышали о квартирных кражах, с трудом вспоминаются знакомые, которые лично с этим столкнулись, мы даже вполне уверены, что, придя домой, мы не увидим в коридоре воришку. Но наш замок тем не менее закрыт, а ключи мы берем с собой. И если вдруг однажды кто-то скажет: «А я ничего не боюсь и уже давно не запираю на ключ свою квартиру!», - скорее всего мы не разделим смелости данного человека. И это в лучшем случае. Нам все кажется крайне логичным: мы же взрослые, серьезные, умные, образованные. А наши дети еще малы и такие несмышленые.

©Метафорические ассоциативные карты Аниби. Автор: Ицик Шмулевич. Художник: Михаль Зингер
©Метафорические ассоциативные карты Аниби. Автор: Ицик Шмулевич. Художник: Михаль Зингер

Мы говорим, что монстры не живут под кроватями, а Баба-яга никогда не залетит в темную комнату, и ребенок должен безоговорочно в это поверить. Нет смысла даже обсуждать и подумать, что с этим можно сделать. Также безоговорочно мы должны поверить тому, кто скажет, что дома можно не закрывать, туда никто не зайдет. А теперь вспомните, как бы Вы отреагировали на подобное заявление. Вы бы точно не поверили человеку, который его озвучил. Вы думаете ребенок отреагирует как-то иначе только потому, что Вы – родитель, безусловный авторитет для него? Безусловно, психика ребенка, который верит в монстров под кроватью, в силу возраста еще не зрелая. Но его восприятие устроено так же, как и наше. Когда ребенок говорит: «у нас на кухне живут гномы», будьте уверены, он их видел. Я не говорю, что они есть, я говорю, что он их видел. Это очень важный момент для понимания проблемы. И прежде, чем Вам захочется пуститься в моральную, эмоциональную, словесную схватку с собственным ребенком, чтобы доказать, что гномов не существует, потому что Вы старше, умнее и опытнее, помните одно! В этот момент у ребенка формируется система доверия. Система доверия к Вам, как к родителю, в частности, и к миру в целом. Любой ребенок с самого начала желает, чтобы его уважали, принимали его позицию и воспринимали всерьез, таким, какой он есть, с эльфами, гномами, монстрами под кроватью, страхом ходить к врачу, оставаться одному дома. О каком бы страхе не шла речь, суть в том, что на первом плане у ребенка его ощущение, а любой страх – лишь опредмечивание этих ощущений. Ребенок способен на эмоциональное взросление только в том случае, если он уверен в том, что его точка зрения, пусть даже самая нелепая услышана, обдумана и понята. Только тогда у него формируется чувство защищенности, способное в дальнейшем перерасти в уверенность в самом себе. Нужно помнить очень важную вещь. Если сегодня Вы не готовы поговорить с ребенком о гномах, которые утащили конфеты из кухни, или воспринять всерьез страх приближаться к поликлинике, будьте уверены, придет время, когда Вы захотите поговорить со своим ребенком, а он отмахнется от Вас также, как Вы когда-то отмахнулись от его детского страха. Потому что, если с Вами нельзя поговорить о гномах, то какие взрослые проблемы с Вами можно обсуждать. Детская психика к этому моменту, как правило, уже хорошо усвоила, что любое важное, подчеркиваю, важное для ребенка, заявление в лучшем случае не бывает воспринято всерьез, а в худшем, бывает высмеяно и унижено.

Продолжение следует...