У Дюма мы много раз находим почти один и тот же эпизод, во многих обстоятельствах. Мушкетёры, когда торопятся, решаются на то, чтобы «загнать своих коней».
Вероятно, писателю был известен один или два таких случая, чему он очень сильно поразился, и далее он вставляет этот эпизод очень часто в свою трилогию.
Бывают кони для длительного бега, очень выносливые, но не самые быстрые, а бывают спринтеры. В идеале был бы, если сильно торопишься, менять много спринтеров, но такое, по-видимому, невозможно. Вероятно, чаще всего использовались на подставах кони средних качеств.
Давайте для простоты будем считать, что все кони в среднем одинаковые, чтобы не углубляться в эту тему слишком глубоко.
Не кажется ли вам, что это - самый неэффективный способ поспешить?
Действительно, загнанный конь - это конь, доведённый до такого состояния, после которого он мучительно умирает, и его лишь остаётся из милости пристрелить.
Чтобы довести коня до такого состояния, надо ещё некоторое время ехать на нём уже после того, как он фактически не конь, а подыхающее несчастное животное. Скорости в это время уже нет никакой.
Гораздо разумней поступать совершенно иным способом.
Во-первых, менять коней в любом случае более эффективно чем загонять одного коня, и дешевле, а также более гуманно. Заменять его надо тогда, когда он уже скачет хуже, чем отдохнувший. Примерно из таких соображений, по-видимому, и делались подставы.
Во-вторых, даже если подстав по пути нет, то сознательное решение загнать коня, как мне кажется, говорит об идиотизме. Вот вы были всадник, и вот вы уже – пеший, к тому же, обременённый оружием, не удобным для пешего. Что дальше?
Мне, быть может, ответят, что едва лишь только конь падёт, надо пересаживаться на следующего?
Ну тогда давайте решать. Если есть возможность пересесть, тогда надо пересаживаться до того, как конь падёт. А если других коней рядом нет, тогда после того, как конь падёт, вы проиграли! Вы превращаетесь в пешего и дальше уже ваша скорость резко падает. Вы фактически завалили всё ваше дело. Вы бесполезны! Если вы догоняли – вы уже не догнали. Если вы спешили куда-то, то вы уже опоздали!
Гораздо лучше – рассчитать перегоны, на которые кони способны, и совершать именно такие перегоны, желательно с запасом прочности для коня.
То есть даже очень сильно торопящийся мушкетёр должен сказать себе и друзьям: "Стоп! Этот конь не годится. Если его гнать дальше, он сдохнет посреди пути, я превращусь в пешехода, и я свою задачу не выполню! Надо срочно найти другого коня. Лучше ехать шагом и искать другого коня, чем убить этого коня, после чего искать нового пешком!"
В-третьих, вы удивитесь… Можно было идти пешком! Об этом чуть ниже.
А теперь обратимся к эпизодам.
Вот диалог из «Трёх мушкетёров», Глава 30.
«— Ах, боже мой, по-моему, мы причиняем себе много хлопот из-за пустяков! — сказал д'Артаньян, как известно никогда ни в чем не сомневавшийся. — В два дня, загнав двух-трех лошадей, — это мне нипочем, деньги у меня есть! — я доскачу до Бетюна, вручу настоятельнице письмо королевы и увезу мою милую не в Лотарингию и не в Бельгию, а в Париж, — где она будет лучше укрыта, особенно пока кардинал будет стоять под Ла-Рошелью. А когда мы вернемся из похода, тут уж мы добьемся от королевы — отчасти пользуясь покровительством ее кузины, отчасти за оказанные нами услуги всего, чего захотим. Оставайтесь здесь, не тратьте сил понапрасну! Меня и Планше вполне хватит для такого простого предприятия.
На это Атос спокойно ответил:
— У нас тоже есть деньги — я еще не пропил всей своей доли, полученной за перстень, а Портос и Арамис еще не всю ее проели. Стало быть, мы так же легко можем загнать четырех лошадей, как и одну».
Если Атос ещё и не пропил всей своей доли, то мозги он, по-видимому, уже изрядно подпортил алкоголем! Ведь если д’Артаньян говорит, что готов загнать двух-трёх коней, и если вместо одного всадника предполагаются четверо, тогда загнать предстоит не четырёх коней, а восемь-двенадцать! А с учётом того, что Портос потяжелей прочих, он за это время явно загонит на одного коня больше! Итак, Атос должен был сказать: «Мы можем себе позволить загнать дюжину коней!» Это уже не спасение Констанции, а какая-то скотобойня!
Расстояние Париж-Бетюн составляет 214 километров. Д’Артаньян собирается добраться до Бетюна в два дня, то есть проезжать в день чуть более ста километров.
Обратимся к этому источнику: https://sibpodkova.ru/help/articles/view/skolko-mozhno-proskakat-na-loshadi/
«Сколько можно проскакать на лошади за день»
«Дальние расстояния для лошади естественны. Конские ноги отлично приспособлены к условиям дальних переходов. В поисках корма они могут идти целыми днями. Спокойный шаг вперемежку с отдыхом позволяет проходить много километров. Проскакать в среднем лошадь может 30-40 километров в день, но показатель этот относительный. Физические возможности лошадей разнятся. Очень многое зависит от здоровья и тренированности. В любом случае один темп долго держать лошади не могут, поскольку им нужно чередовать галоп с быстрым шагом и отдыхом, медленный шаг с остановками. Перед тем как пустить лошадь в галоп, нужно разогреть её шагом, иначе можно повредить связки и быстрее загнать животное. Сбавлять скорость или останавливаться тоже необходимо постепенно. Переменным аллюром тренированная лошадь может идти около 20 часов без перерыва со скоростью 10-20 км/ч. Чем выше темп бега, тем быстрее лошадь устаёт. На максимальной для себя скорости, а это от 50 до 60 км/ч, лошадь может скакать не больше 1-2 минут. Без остановки или смены аллюра велика вероятность загнать лошадь».
Итак, можно поступить следующим образом.
Первый вариант. На двух приличных конях, заменив одного на другого примерно через 5 или 6 часов, проскакав в целом чуть менее 11 часов, при скорости 20 километров в час, он достиг бы Бетюна.
Второй вариант. На самых плохих конях указанного диапазона, делая 10 километров в час, он достиг бы Бетюна через 21 час, то есть ему потребовалось бы два коня на 10,5 часов каждый. Наверное, при такой скорости он не загнал бы их. Или, поскольку он говорит о возможности загнать трёх коней, он просто мог менять бы их через каждые семь часов, не загоняя, и был бы в Бетюне через 21 час, то есть менее, чем через сутки.
Зачем же загонять двух-трёх коней, чтобы добраться до Бетюна за двое суток?
Третий вариант. А иди-ка ты, дорогой д’Артаньян, пешком! Скорость 5 километров в час, обычная для пешехода, позволяет тебе проделать этот путь менее, чем за двое суток! А если ещё хотя бы где-то ехать хотя бы на какой-то случайной лошади, то прибытие в Бетюн будет ещё раньше! Хоть в крестьянской телеге!
Если сам он не нуждался в отдыхе (а писатель Дюма характеризует его именно таким), он мог бы поставленную задачу решить тремя способами, не загоняя ни одного коня!
А ведь он говорит, что может себе позволить загнать двух-трёх коней!
Или он говорил также и о коне для Планше?
Можете свериться с картой Гугл. Путь из Парижа в Бетюн пешком составить два дня! Действительно, если путь в 214 километров проходить со скоростью 5 километров в час, это займёт 42,8 часов, то есть менее двух суток! Если уж такой человек со стальными мышцами как д’Артаньян был способен скакать на коне двое суток, то он мог бы попросту идти пешком, он пришел бы за требуемые ему двое суток до цели!
Зачем же загонять двух-трёх коней?
В романе «Двадцать лет спустя» по какой-то иронии также в тридцатой главе говорится о том, что Портос и д’Артаньян загнали трёх коней, пока гнались за герцогом Бофором и его сообщниками.
В двадцатой главе второй части этого романа они опять намереваются загнать своих лошадей.
«— Итак, в Лондон! — заключил д’Артаньян. — И, по-моему, нам надо попасть в Лондон до рассвета, хотя бы для этого пришлось загнать лошадей.
— Тогда живей! — поддержал его Атос. — Если я не ошибаюсь, мы находимся от Лондона в восьми или десяти милях».
Они – четверо. С ними также слуги. Как минимум, Гримо и толстый Мушкетон. Они собираются загнать шесть лошадей, чтобы в течение ночи прибыть в Лондон, то есть покрыть десять миль, иными словами, шестнадцать километров. Почему бы не поехать со скоростью 10 километров в час и не прибыть туда менее чем через два часа? Зачем же скакать всю ночь и загонять шестнадцать коней?
По-видимому, Александру Дюма по какой-то невыясненной причине нравилось, чтобы мушкетёры столь неумело обращались с конями, что регулярно их загоняли?
В романе «Виконт де Бражелон» в главе 26, книга 3, говорится о том, что Портос загнал восемь лошадей.
Читаем.
«Арамис покачал головой.
– Посмотрите на эти несущиеся по небу облака, на ласточек, рассекающих воздух. Д’Артаньян быстрее облака и птицы; д’Артаньян – это несущий их ветер. Это сверхчеловек. Он мой ровесник, и я знаю его тридцать пять лет.
– Так что же делать?
– Выслушайте мои расчеты, господин Фуке. Я послал к вам дю Валлона в два часа ночи; он уехал за восемь часов до меня. Когда он явился?
– Приблизительно часа четыре тому назад.
– Вот видите! Я приехал на четыре часа скорее, чем он. А между тем Портос отличный наездник; он загнал восемь лошадей: я видел их трупы. Я проехал на почтовых пятьдесят лье, но у меня подагра, камни в почках, словом, я умираю от усталости. Мне пришлось в Туре отдохнуть; оттуда я ехал в карете полуживой. Мой экипаж едва не опрокинулся; иногда я лежал на его сиденье, иногда на стенке, а четверка лошадей шла карьером. Наконец я здесь, совершив путь на четыре часа быстрее, чем Портос. Но д’Артаньян не весит трехсот фунтов, как Портос; у него нет подагры и камней в почках, как у меня; это не наездник, а кентавр. Видите ли, он уехал в Бель-Иль, когда я отправился в Париж, и несмотря на то что я опередил его на десять часов, д’Артаньян приедет через два часа после меня».
Сухопутное лье – это 4444,4 метра, хотя если Арамис говорит, что ехал на почтовых, то скорее всего применялись «почтовые лье», равные 3898 м. Возьмем для простоты 1 лье равным 4 км, и учтём, что если всё же речь шла о сухопутных, а не о почтовых лье, то надо расчёты скорректировать на 10%.
Итак, 200 километров. Но это только путь до Тура.
Насколько это правда?
Оказывается, Дюма грешит по части географии.
Вспомним, что речь идёт о поездке из Ванна в Сен-Манде, пригород Парижа, то это 462 километра.
Поездку Арамис совершал в два этапа, сначала от Ванна до Тура, затем от Тура до Сен-Манде.
Итак, Арамис поехал в Париж (Сен-Манде) из Ванна через Тур?!?
Этому факту я посвящу отдельный блог.
Поездка Арамиса через Тур и загнанные Портосом кони
Я уже описал своё недоумение в отношении того, как легко мушкетёры решают загнать своих коней.
Мы разбираем разговор Арамиса с Фуке в романе «Виконт де Бражелон или десять лет спустя».
Арамис говорит Фуке в главе 26, книга 3:
«– Вот видите! Я приехал на четыре часа скорее, чем он. А между тем Портос отличный наездник; он загнал восемь лошадей: я видел их трупы. Я проехал на почтовых пятьдесят лье, но у меня подагра, камни в почках, словом, я умираю от усталости. Мне пришлось в Туре отдохнуть; оттуда я ехал в карете полуживой. Мой экипаж едва не опрокинулся; иногда я лежал на его сиденье, иногда на стенке, а четверка лошадей шла карьером. Наконец я здесь, совершив путь на четыре часа быстрее, чем Портос. Но д’Артаньян не весит трехсот фунтов, как Портос; у него нет подагры и камней в почках, как у меня; это не наездник, а кентавр. Видите ли, он уехал в Бель-Иль, когда я отправился в Париж, и несмотря на то что я опередил его на десять часов, д’Артаньян приедет через два часа после меня».
Напомню, что я указал о том, что только плохие всадники могут загнать коней сознательно или бессознательно.
Я приводил цитату из источника, которому доверяю.
Обратимся к этому источнику: https://sibpodkova.ru/help/articles/view/skolko-mozhno-proskakat-na-loshadi/
«Сколько можно проскакать на лошади за день»
«Проскакать в среднем лошадь может 30-40 километров в день, но показатель этот относительный. ... Перед тем как пустить лошадь в галоп, нужно разогреть её шагом, иначе можно повредить связки и быстрее загнать животное. Сбавлять скорость или останавливаться тоже необходимо постепенно. Переменным аллюром тренированная лошадь может идти около 20 часов без перерыва со скоростью 10-20 км/ч. Чем выше темп бега, тем быстрее лошадь устаёт. На максимальной для себя скорости, а это от 50 до 60 км/ч, лошадь может скакать не больше 1-2 минут. Без остановки или смены аллюра велика вероятность загнать лошадь».
А теперь обратимся к поездке сначала Портоса, затем Арамиса, а затем и д’Артаньяна из Ванна в Сен-Манде или в Париж. Эти места расположены поблизости, так что разница не существенна. Первые двое ехали в Сен-Манде, а д’Артаньян, очевидно, в Париж. Следует ещё учесть и то, что для того, чтобы Фуке мог воспользоваться советом Арамиса, ему следовало бы отправиться из Сен-Манде в Париж к Королю, а это как-никак требует времени. Даже если это в пределах одного города, на карете через город не проедешь мгновенно, как минимум, полчаса-час это займёт.
Это будем иметь в виду. Так что даже если бы Арамис прибыл к Фуке одновременно с д’Артаньяном, это следовало бы назвать опозданием. Ему следовало прибыть заранее, настолько раньше, чтобы Фуке имел время осознать сделанное ему предложение, согласиться с ним, доехать от Сен-Манде в Лувр и сообщить это решение Королю. Это – девать километров по лучшей дороге, но даже если ехать через площадь Бастилии, будет 8,5 километров, разница не велика! Если даже взять скорость легчайшей повозки по асфальтовому шоссе, можно предположить 30 километров в час, будет около 18 минут, плюс сборы и прочее – надо класть час. А по мостовым Парижа едва ли можно разогнаться больше, чем 15 километров в час, так что Фуке требовался час для того, чтобы добраться до Лувра – это в самом лучшем случае!
Итак, Арамис утверждает, что до Тура он ехал на почтовых 50 миль (200 километров). А дальше, по-видимому, из Тура до Сен-Манде в карете герцогини де Шеврёз.
Но такой путь через Тур составляет, знаете ли, иное расстояние!
Из Ванна до Тура - 320 километров! В полтора раза больше, чем сообщает Дюма!
А от Тура до Сен-Манде 240 километров!
Итого Арамис должен был проехать 560 километров вместо того, чтобы ехать через Ле-Ман, где путь был всего лишь 462 километра.
Девяносто восемь километров Арамис проделал только для того, чтобы заехать к своей дорогой герцогине де Шеврёз и там «немного отдохнуть»? И пересесть из почтовой кареты в карету герцогини?
Мне кажется, читатели уже догадались, как именно отдыхал Арамис, что может объяснить его крюк в сто километров, но никак не объясняет того, что Арамис якобы спешил уведомить Фуке о грозящей ему опасности и спасти его.
Свою карету он не использовал, и своих коней тоже – пожалел!
А вот карету герцогини что же жалеть? И коней её можно и загнать в крайнем случае. Так получается. Хотя четвёрка коней всё же не могли обеспечить требуемой скорости, об этом я уже писал.
Но вот ещё любопытнейший факт. Ведь Арамис видел по дороге павших под Портосом «восемь лошадей», которых Портос загнал. Следовательно, и Портос тоже ехал по той же самой дороге, то есть через Тур.
А почему же Портос давал такой крюк, длинней на целых сто километров?
Ему-то не предлагалось отдыха, ему не надо было заезжать к герцогине де Шеврёз!
А теперь обратим внимание на первую строку главы 27.
«Часов через тридцать – тридцать пять после описанных нами событий Фуке, по обыкновению приказав никого не принимать, сидел у себя в кабинете в знакомом уже нам доме в Сен-Манде и работал. Внезапно во двор влетела карета, запряженная четверкой взмыленных лошадей. Очевидно, ее ожидали, потому что четверо лакеев бросились к дверцам экипажа и открыли их.
Фуке поднялся из-за письменного стола и быстро подошел к окну, в то время как из кареты выходил прибывший гость, который с трудом сошел с подножки в три ступеньки, опираясь на плечи лакеев. Когда он назвал свое имя, один из слуг побежал к подъезду и исчез в передней. Слуга торопился сообщить о приезде гостя своему господину, но ему не пришлось стучаться в двери кабинета.
Фуке уже стоял на пороге.
– Его преосвященство ваннский епископ, – доложил лакей».
После каких же событий? Оказывается, что после того, как д’Артаньян прочитал записку от Арамиса. Следовательно, речь идёт о том моменте, когда он поедет в Париж.
Следовательно, Арамис прибыл к Фуке приблизительно через тридцать – тридцать пять часов после того, как д’Артаньян получил его письмо, и именно после прочтения этого письма д’Артаньян должен немедленно отправиться в Париж. Разве не так?
Получается, что Арамис прибыл через 30-35 часов после того, как д’Артаньян был в Ванне. Арамис сам сообщает, что он выехал на 10 часов раньше, чем выедет д’Артаньян. Следовательно, Арамис потратил на этот путь 40-45 часов. А д’Артаньян потратит на этот или на более короткий путь на 8 часов меньше, то есть 32 – 37 часов.
А Портос потратил на это путь на два часа больше, чем Арамис, то есть он потратил 42 – 47 часов. Напомню, что весь путь составлял 560 километров.
Если Портос доскакал за 47 часов, он ехал со скоростью 11,9 километров в час. Если за 42 часа, то его скорость была 13,33 километров в час. Оба этих значения не таковы, чтобы загонять восемь лошадей! Да он просто прогуливался на своём коне! Зачем же он загнал восемь лошадей, злодей этакий?
Быть может, он сам отдыхал? Если он отдыхал несколько часов, тогда почему он свалился без сил? А если он не слезал с коня, то есть с коней, то не лучше ли было попросту менять их своевременно? Ведь для одного коня езда 42-47 часов подряд невозможна, а для восьми коней это просто прогулка!
Арамис же проделал это же путь в карете. Если он ехал с максимальной скоростью, за минимальное время, равное 40 часов, его скорость в карете составляла 14 километров в час, а если с минимальной, за время 45 часов, его скорость составляла 12,44 километра в час. Это вполне приемлемый расчёт.
Если д’Артаньян ехал также по наиболее длинной дороге, тогда он доскакал за 37 часов, он ехал со скоростью 15,56 километров в час. Если за 32 часа, то его скорость была 17,5 километров в час. А если он избрал короткий путь в 462 километра, то если доскакал за 37 часов, его скорость была 12,48 километров в час, а если доехал за 32 часа, тогда его скорость составляла 14,43 километра в час.
В этом случае мы делаем следующие выводы:
Д’Артаньян умён, он отличный наездник, и предпочёл поберечь коней. Понятно, что он не загнал ни одного коня.
Арамис имел отличных коней, и это удивительно, если учесть, что ехал на почтовых лошадях половину пути в почтовой же карете. Впрочем, на четвёрке коней в карете вполне можно было делать эти самые 12,5 километров в час. Задержка в пути на небольшое время несущественно изменит эти подсчёты.
Портос – не такой уж и «отличный наездник», как его характеризует Арамис. Проделывая в среднем дюжину километров в час, или в лучшем случае, 13,33 километра в час, он умудрился загнать восемь лошадей, и почему-то упал обессиленный.
ЗАГОНЯТЬ КОНЕЙ НЕ ТРЕБОВАЛОСЬ.
И ещё один вывод. Арамис вовсе не торопился спасать Фуке. Он заехал к герцогине де Шеврёз, весело провёл с ней время. Или не так? К этому мы вернёмся в конце этой заметки.
И вот ещё о чём давайте задумаемся.
Первое. Почему Арамис отправил вперёд себя Портоса? Почему он выехал на восемь часов позже?
Он решал какие-то свои собственные задачи? Сжигал компрометирующие документы? Надо ли для этого восемь часов?
И если он ехал быстрей Портоса в карете, не проще ли было ему выехать тотчас же, или, допустим, через час после принятия этого решения? Ведь тогда он мог бы прибыть не рано утром, а поздно вечером накануне, то есть намного раньше! Но у него были более важные дела, чем спасение Фуке? Разумеется! Для него Фуке – был игрушка в его собственной игре, на это указывает хотя бы то, что он предпочёл выбрать более длинный путь и погостить у герцогини де Шеврёз!
Получается, что Арамис не хотел прибыть вечером к Фуке, он хотел прибыть к нему именно рано утром.
Но вот каким образом господин д’Эрбле, он же Арамис, умудрился на почтовой карете, а затем на карете, которую он взял в Туре, преодолеть это же расстояние на четыре часа быстрей, чем спешащий и загоняющий восемь лошадей Портос?
А ведь, обратите внимание, он ещё говорит вот что: «Мне пришлось в Туре отдохнуть». Сколько? Двадцать минут? Полчаса?
Мы могли бы предположить, что Арамис заехал «повидаться» с герцогиней де Шеврёз, которая в прошлом была его любовницей.
Об этом читайте следующую заметку: «К кому и зачем заезжал Арамис в Тур».
Полностью «Мемуары Арамиса» вы можете найти тут
https://litsovet.ru/books/979343-memuary-aramisa-kniga-1
https://litsovet.ru/books/979376-memuary-aramisa-kniga-2
https://litsovet.ru/books/980135-memuary-aramisa-kniga-3
https://litsovet.ru/books/981152-memuary-aramisa-kniga-4
https://litsovet.ru/books/981631-memuary-aramisa-kniga-5
Также в виде файлов эти книги можно найти тут
https://proza.ru/2023/03/11/1174
https://proza.ru/2023/04/25/1300
https://proza.ru/2023/06/20/295
https://proza.ru/2023/08/07/1197
#дАртаньян #ЖелезнаяМаска # Фанфик #Мушкетеры #Атос #Портос #Арамис
Полностью книгу «Д’Артаньян и Железная Маска» вы можете найти тут
https://litsovet.ru/books/979341-dartanyan-i-zheleznaya-maska-kniga-1
https://litsovet.ru/books/979342-dartanyan-i-zheleznaya-maska-kniga-2
Также в виде файлов эти книги можно найти тут