Диалектика Аристотеля и классическая философия представляют метафизику и антропологию человека в этом отношении, демонстрируя при этом, больше возможностей взаимопроникновения материи "хюле" и формы "морфе", которая исходит от божественного Разума Объективной реальности. Согласно Аристотелю: материя всеобщая возможность предметного многообразия. Потому что действительность вещественноного многообразия имеет ЦЕЛЬ в виде, сотворенной формы Актуальной Действительностью, Активного Ума, БОГОМ. Поэтому первоматерия или чистая возможность становится гранью действительных событий вещей и процессов в пространстве-времени (имеет начало пространственного бытия). Первоматерия "безформенна и пуста и только Дух Божий носился над землею". Установив физические Законы Вселенной, Творец установил Закон нравственности, Закон красоты и ценностей, наделил человека разумной душой. Первая материя не имеет родо-видовой категории. Вторая материя имеет пространственное качество "возможность". Поэтому уже становится разнообразной, познаваемой. Пример: материал: медь, которая имеет некоторые формы. Материя - это всегда только "возможность"(материал), то есть она может быть, а может не быть. Первая материя это чистая "возможность", а вторая ограниченная "возможность", то есть она не может уже стать чем- нибудь другим (из древесины сделан стол, он уже ничем другим не станет: ни медью, ни песком). Поэтому с точки зрения философии - первоматерия непознаваема, так как произошла из "не-бытия", а следовательно, не способна к самостоятельному воссозданию клетки ДНК и функции разума. Наука способна исследовать только действительный факт предыдущего этапа в процессе развития научного познаниия. Но если этот этап отсутствовал, то есть его НЕ БЫЛО, НЕ-БЫТИЕ, то естественно, априорное понятие непознаваемо. Поэтому человек познает сверхчувственный мир посредством самопознания (умозрения).
Источники знаний Источником знания является божественный СВЕТ, которым просвещает Бог разум человека: "да, будет Свет", - сказал Бог. Декарт считает, что «принимая во внимание, сколько относительно одного и того же предмета может быть разных мнений, поддерживаемых учеными людьми, тогда как истинным среди этих мнений может быть только одно, я стал считать ложным почти все, что было не более чем правдоподобным» (3, т. 1, с. 254). Как говорит Декарт в 3-м правиле, «касательно обсуждаемых предметов следует отыскивать не то, что думают о них другие или что предполагаем мы сами, но то, что мы можем ясно и очевидно усмотреть или достоверным образом вывести, ибо знание не приобретается иначе» (3, т. 1, с. 82). То есть критерием
знания для Декарта уже в этой ранней работе является не внешнее знание, не авторитет, каков бы он ни был (даже Божественный), а только данные, исходящие из нашего собственного ума, который имеет связь с Абсолютным Разумом, Логосом. Поэтому источниками знания могут быть непосредственное ясное умозрение и очевидное доказательство. В 8-м правиле Декарт ставит себе жесткое ограничение: «Если в ряде вещей, подлежащих изучению, встретится какая-либо вещь,
которую наш разум не в состоянии достаточно хорошо рассмотреть, тут необходимо остановиться и не изучать другие вещи, следующие
за ней, и воздержаться от ненужного труда» (3, т. 1, с. 102). Бэкон говорил, что познание человеком истины ограничено. Декарт же формулирует противоположный
принцип: всегда надо искать порядок даже там, где его не видно, «допуская существование порядка даже среди тех (предметов-
В. П. Лега), которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу» (3, т. 1, с.260). Декарт обращает внимание на свое «я», на САМОПОЗНАНИЕ, и говорит, что истину может дать только естественный СВЕТ РАЗУМА (так гласит и одно из правил «Размышлений о первой философии»: истину можно найти только в себе при помощи ясных отчетливых положений или при помощи доказательств). То есть для Декарта основным источником истины является интуиция, которую он понимает несколько иным способом, чем понимали раньше. Под интуицией у Платона и христианских философов, в частности у
Августина, понималось некоторое необычное состояние, сверхъестественное откровение. Декарт под интуицией понимает совсем
другое: это естественный свет разума, указывающий на то, в чем невозможно сомневаться. Нашему разуму присущ некоторый ЕСТЕСТВЕННЫЙ СВЕТ, ЕСТЕСТВЕННАЯ СПОСОБНОСТЬ ПОЗНАНИЯ, которая зависит от нравственности, внутреннего состояния личности. Поэтому разуму должна быть присуща истина. Декарт исходит из этого положения- он не просто ищет истину, а надеется ее найти, верит, что истина есть в разуме, «ибо все, на что указывает мне естественный
свет (lumen naturale), никоим образом не может быть сомнительным» (3, т. 2, с. 32), то есть субстанциональное свойство разума, богоподобия - это свойство метафизической природы человека (цит. по: История Западной философии, В. П. Лега).