На пике Карибского кризиса, когда граждане многих стран были в ожидании самого худшего исхода событий, а некоторые даже желали скорейшего наступления этого «худшего», лидеры двух противостоящих стран, США и СССР, смогли договориться и пойти друг другу на уступки. Некоторым горячим головам это не понравилось. Более того, согласно историкам, сам Фидель Кастро жаждал ядерной войны между двумя мировыми державами и даже подбивал советские власти на это. Но тем не менее разум восторжествовал. Советский Союз вывел свои ракеты с Кубы, а Штаты сняли блокаду острова.
В советской газете «Правда» об этом решении говорилось, как о величайшем проявлении мудрости!
Также в «Правде» публиковались письма аналогичного содержания, адресованные советскому правительству от лидеров других стран.
Но кто-то уже тогда называл такие действия советской стороны — проявлением слабости. Среди таких людей был и упомянутый мною кубинский лидер Фидель Кастро. Отмечают, что после тех событий отношения Фиделя Кастро и Никиты Хрущева охладились. Более того, даже Пекин критиковал Советский Союз называя подобное решение не «мудростью», а — «капитулянтством».
В книге «Хрущев», автора Уильяма Таубмана, приводится цитата советского генсека, которую я прежде никогда не слышал:
«А что, мы должны были вести себя как офицеры в царское время, — пукнул на балу и застрелился от позора»?
Как же он точно попал, упомянув психологию чести(национального престижа). Возможно сам того не понимая, своей фразой Никита Хрущев выразил новое мировосприятие: восприятие того, что ценность человеческой жизни важнее желания утереть нос в геополитике; восприятие того, что войны можно и нужно гасить, а не разжигать(более того, такой исход событий оказался крайне выгодным для "подстрекателя" Кастро).
Если кто-то думает, что то решение советского генсека оказалось проявлением слабости, вообразите, что вы могли вообще сейчас не размышлять об этом, если бы вдруг ваши родители оказались в зоне поражения ответных ядерных ударов.