Вообще, когда мы говорим о таком мультфильме как "Головоломка", то сразу надо отметить, что за рамками небольших допущений (типа небольшого количества чувств или упрощённых "островов интересов") это очень точное изображение того, как на самом деле работает наша психика.
То, что радость невозможна без печали, то, со временем меняют цвет наши воспоминания, то, как работает настоящая депрессия, когда ты, вроде, и понимаешь, что происходит, и хотел бы что-то изменить, но твой пульт с чувствами просто не работает. И много-много других моментов.
В большинстве случаев с помощью визуала и реплик мультфильм прекрасно справляется с тем, чтобы любому зрителю было понятно, что и почему происходит, как события на экране отражают работу нашей психики. Но готов поспорить, что есть одна сцена, которая для многих зрителей кажется просто вставкой ради шутки, и, вроде как, не особо важна для развития общего сюжета - это сцена с абстрактным мышлением.
Нет, сценка-то, конечно, классная и забавная, да и то, как авторы показали такую сложную концепцию как абстрактное мышление в детском мультфильме - это само по себе заслуживает аплодисментов. Но, вот на первый взгляд кажется, что этот момент можно заменить любым другим придуманным препятствием, и ничего от этого не изменится.
Но это только на первый взгляд. А чтобы разобраться, нужно немножко познакомиться с работой такого человека как Жан Пиаже, а конкретно - с его теорией когнитивного развития. Не надо пугаться, сильно глубоко закапываться мы не будем.
Итак, согласно этой теории ребёнок проходит четыре стадии.
1) Стадия сенсомоторного интеллекта (от 0 до 2 лет). Здесь ребёнок узнаёт окружающий мир, например, как на рисунке, понимает, что есть такая штука как вода, с ней можно взаимодействовать.
2) Стадия дооперационных представлений (от 2 до 7 лет). Здесь уже формируется представление о "воде" как образе. Если на двери нарисована капля - значит, там есть вода. Названа эта стадия "дооперационной", потому что ребёнок хоть и совершает действия с объектами, но ещё не может понять правила этих действий. Широко известный опыт, освещённый во множестве видео на Ютубе - когда перед ребёнком ставят две одинаковые чашки и спрашивают его, где больше воды, он отвечает: "Одинаково". А потом воду из одной чашки выливают в высокий сосуд, и повторяют вопрос. И ребёнок говорит, что в этом сосуде воды больше - это вот как раз из-за того, что он ещё не умеет проводить с предметами конкретных операций.
3) Стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет). Как несложно догадаться, на этом этапе ребёнок осваивает эти самые конкретные операции. Осваивается масса, объём и прочие подобные понятия. Но эта стадия ограничена тем, что все действия производятся над конкретными вещами. Если ребёнку, например, сказать: "Не поливай водой этого мальчика, вот тебе было бы приятно, если бы тебя полили водой?" - то он подумает: "Ну так меня-то не поливают, в вашей фразе, товарищ взрослый, как-то нет смысла". Ведь этой ситуации не происходит с ним в жизни, а значит, её сложно представить.
4) Стадия формальных операций (от 11 и старше). Ну и, наконец, абстрактное мышление достигает своего взрослого развития - на этом этапе для обдумывания и обсуждения чего-либо не обязательно иметь предмет перед глазами, и вообще даже не обязательно чтобы он существовал в реальности.
Ну так вот. Райли, главной героине мультфильма - одиннадцать. Именно поэтому у неё всё это место недавно построено, поэтому Бинго-Бонго ходил через это место раньше, и ничего с ним не было - вся эта махина абстрактного мышления просто ещё не работала. И именно поэтому она так неожиданно включается - ведь обстоятельства заставляют Райли срочно освоить абстрактное мышление. Если до этого эпизода он мыслит конкретными операциями ("Был хоккей - я была счастлива", "Был старый дом - я была счастлива"), то после прохождения абстрагирования она переходит на стадию формальных операций ("А что такое счастье вообще?", "Что нужно для счастья?", "Буду ли я счастлива в предполагаемом будущем?").
Такие дела. Надеюсь, теперь эта сцена смогла для вас заиграть новыми красками, а её важность и даже необходимость стала более понятна =)