Найти тему

Очередная попытка обмана: мошенники позвонили через WhatsApp и представились сотрудниками банка ВТБ. Как обезопасить себя и своих близких?

Всем привет!

Мошенничество стало распространенной проблемой в современном обществе. Все чаще и чаще мы слышим о новых схемах и методах, которые используют аферисты для обмана людей.

Например, кто бы мог подумать, что мошенники в какой-то момент начнут звонить на WhatsApp?

В мае этого года я сама столкнулась с запутанной попыткой обмана, когда мошенники позвонили по WhatsApp и представились сотрудниками банка ВТБ. В этой статье я поделюсь своим опытом, чтобы предостеречь других от такого вида мошенничества и поделюсь несколькими полезными советами о том, как обезопасить свои финансовые данные.

Предыстория.

Когда-то давным-давно мне, видимо, нужен был счет в банке ВТБ. Счет был открыт в 2018-м году, что можно проследить в личном кабинете налогоплательщика (куда я благополучно не заглядывала несколько лет).

История моих счетов в личном кабинете налогоплательщика
История моих счетов в личном кабинете налогоплательщика

Но вот для чего и почему - не помню. Я никогда не пользовалась картами банка ВТБ и никогда у них не обслуживалась. Видимо, брала рассрочку через них, больше объяснений найти не могу.

О счете, естественно, я не помнила.

Пока в один день мне не начали приходить смс-ки с паролем для входа в личный кабинет. А затем пару смс на заявку на кредит.

Атака смс-ок началась вечером, дотерпела на следующий день на работе до окончания рабочего дня и побежала в банк.

Вот тут-то мне и показали, что у меня есть не только счет, но и карта. Но денег на ней, собственно, нет. Но она почему-то активна и не закрыта.

Счета я закрыла:

Фотография с личного кабинета налогоплательщика
Фотография с личного кабинета налогоплательщика

Но осадочек остался.

Через неделю я получила уведомление о пропущенном звонке в WhatsApp, на аватарке у звонившего красовалась эмблема ВТБ.

Скриншот звонков с моего Ватсапа
Скриншот звонков с моего Ватсапа

Я, конечно же, удивилась, но не предала значения, потому что понимала, что это мошенники. Но то, что аферисты, скрываясь под именем банка и используя официальный логотип ВТБ, звонят по Ватсапу, вызвало у меня беспокойство. Я столкнулась с таким впервые.

Помните, банки никогда не звонят в мессенджерах! И кроме того, банки не звонят, если у вас какие-то проблемы со счетами. Они звонят, только когда хотят втюхать вам свои очередные "очень выгодные" предложения.

А в остальных случаях, нам самим надо звонить в банки по официальным номерам, указанным на их сайтах, приложениях.

Конечно же, я забеспокоилась, потому что понимала, что за меня конкретно так взялись. День, когда сыпались смски с кодом для оформления кредита, я точно не забуду в ближайшее время.

Через пару дней мне перезвонили. Правда с другого номера, но логотип банка высветился тот же.

Любопытство взяло вверх. Взяв трубку, я услышала рядовое приветствие от сотрудника банка. Назвали мое ФИО и поинтересовались, правильно ли они позвонили.

Говорю, правильно (не надо на такие вопросы отвечать "да"), а что случилось?

Как выяснилось из легенды мошенников, на меня пытались оформить кредит и по классике, чтобы не передавать эти деньги чужому человеку, сотрудники службы безопасности банка решили позаботиться обо мне.

Как дальше развернулись бы события - никто не знает. Я просто решила не тратить время и сказав, что да пусть хоть миллион берет, у меня все равно плохая кредитная история и мне все банки отказывают, положила трубку. Попытки дозвониться еще были, но, видимо, все-таки информация о плохой кредитной истории их утихомирила.

Почему мошенники звонят через WhatsApp?

1. Звонок по интернету минует приложения распознавания звонков, поэтому не будет никаких предупреждений на телефоне, что это СПАМ/или мошенники.

2. Это намного дешевле ,чем обычные звонки.

3. В Ватсапе вы не сможете заблокировать звонки от незнакомых пользователей.

Но вот что остается для меня загадкой, почему именно ВТБ. Или мошенники используют разные банки?

Я отработала в Сбербанке некоторое время и точно знаю, что сотрудники банки нам с вами не звонят. Тем более по Ватсапу.

Никаких данных, номеров карт, цифр не надо называть незнакомым людям по телефону!

Когда мы звонили клиентам по их вопросам или для предложения услуг, у нас всегда перед глазами были данные о клиенте на компьютере, поэтому мы у клиентов ничего не спрашивали.

А если начинают задавать вопросы, то это уже подозрительно.

Итак, советы для те, кто сталкивался с телефонными мошенниками.

1. Подозревайте любые необычные сообщения и звонки

Если вы получаете неожиданное сообщение или звонок от предполагаемого банка или любой другой организации, которое требует личную информацию или финансовые данные, будьте подозрительными. Лучше всего связаться с представителем банка или организации по телефону, указанному на официальном веб-сайте.

2. Будьте осторожны с личными данными

Никогда не отправляйте свои финансовые данные, номера карт или секретные коды через электронные сообщения. Поверьте только официальным каналам коммуникации, чтобы подтвердить аутентичность получаемых вами запросов.

3. Используйте двухфакторную аутентификацию

Активируйте двухфакторную авторизацию в своем банковском приложении или веб-портале. Это обеспечит дополнительный уровень безопасности, требующий второго подтверждающего действия для доступа к вашему аккаунту.

Скриншот с приложения Сбербанка
Скриншот с приложения Сбербанка

4. Не бойтесь класть трубку

Если вам перезвонят с угрожающим тоном, мол как вы посмели бросить трубку, мы тут ради вас стараемся, а вы глупо себя ведете и т.д., то сразу станет понятно, какие цели преследует звонивший. И что он явно мошенник.

5. Если невозможно отключить звонок (а такие случаи бывали), нажимайте долго на кнопку отключения телефона, чтобы он выключился полностью. Можете на время достать сим-карту.

Мой опыт общения с мошенниками, представившимися сотрудниками банка ВТБ через WhatsApp, показывает, насколько хитрыми и искусными могут быть эти мошеннические схемы. Важно быть осведомленным и бдительным, чтобы защитить себя от потенциального обмана. Кроме того, следует помнить, что банки никогда не требуют отправки личной информации через мессенджеры и телефонный звонок.

Можете ставить лимиты на операции по карте.

Да и желательно отключать все ненужные функции в управлении счетом в личном кабинете банка.

В Сбербанке, к слову, используется биометрия. И если вы давали согласие на его подключение, вполне вероятно, что мошенники могут воспользоваться вашим голосом.

Скриншот с приложения Сбербанка
Скриншот с приложения Сбербанка

Если не пользуетесь данной услугой, лучше ее отключить.

Скриншот с приложения Сбербанка
Скриншот с приложения Сбербанка

Берегите свои финансы и не стесняйтесь связываться со специалистами банков, чтобы подтвердить подозрительные запросы и сообщения.

А так же предупредите своих близких, особенно людей в возрасте. Моей маме тоже звонили через Ватсап с логотипом банка, она хотела им перезвонить, хорошо, что сначала рассказала об этом мне и я успела ее предупредить.

Помните, что предостережение и образование – это лучшая защита от мошенничества.

Спасибо за прочтение!