1. Попытка подросткового суицида – это всегда обращение за помощью!
2. Существует мода на суицид.
Первая волна самоубийств среди юношества прокатилась по Европе после выхода в 1774 году роман Гёте «Страдания юного Вертера». До сих пор психологи рекомендуют избегать широкого освещения в средствах массовой информации самоубийств молодежных кумиров. Подростки склонны к идентификации с кумиром и к повторению его поступков.
Если ребенок был свидетелем суицидальной попытки или ушел из жизни его близкий друг, это повышает риски.
Если трагическое событие случилось с кем-то значимым для подростка, не оставляйте его одного. Разговаривайте с ним столько, сколько ему будет необходимо. Если вам, как родителям, самим сложно, обеспечьте помощь специалиста. Хорошо беседовать во время пешей прогулки – гормоны стресса быстрее выводятся из организма.
3. О суициде существует расхожее мнение – «если говорит, не сделает». Это опасный миф!
Чтобы оценить риск специалисты отслеживают пять важных особенностей поведения:
-суицидальные высказывания, которые отражают сам факт намерения;
Частые и эмоциональные особенно должны насторожить.
-наличие суицидального плана – конкретного способа;
Многовариантность свидетельствует о повышении рисков.
-суицидальные попытки в прошлом;
Или совершенные суициды у родственников. Их наличие утяжеляет риски.
-написание прощальной записки;
-раздача важных для подростка вещей или коллекций;
Например, отдает любимую гитару, самокат, или коллекцию любимых футболок или музыкальных дисков.
Риски возрастают, если эти пункты появляются в поведении последовательно или сочетаются сразу несколько.
Незамедлительно отведите в этом случае вашего ребенка к детскому или подростковому психиатру. На учет в этом случае не поставят. Если не отведете, то и помощь не обеспечите квалифицированную. Будет лежать мертвым без учета. Поэтому не прячьтесь от проблем и не успокаивайте себя. Действуйте!
Любая демонстративная попытка является точно такой же опасностью, как и истинная. Может соскочить нога с подоконника или перил моста.
4. Мотивы суицидального поведения могут быть разнообразными.
Например:
- Желание прекратить невыносимое переживание.
Им может быть травля в подростковой компании. Или недостаточно высокая оценка на экзамене, место в соревновании и страх строгой реакции родителей.
Лучшая профилактика в этом случае - отказ от сурового стиля воспитания в пользу поддерживающего. Обсуждение каждую затруднительную ситуацию и формулируйте два – три приемлемых выхода из нее.
Не следует сравнивать достижения своего ребенка с достижениями его более успешных сверстников. Делайте акцент на его собственном развитии в динамике. Ответьте на вопрос – что важнее: оценки или реальные знания и навыки? Как часто в жизни вам приходилось осознавать, что любой экзамен до некоторой степени зависит от стечения обстоятельств?
-Протестное поведение.
У подростков заострено чувство справедливости. Если они в свой адрес воспринимают поведение большинства или тех, в чьих руках сосредоточены авторитет и полномочия, как несправедливое, могут прибегнуть к такой крайней мере.
У ребенка всегда после разговора со взрослым должно оставаться ощущение, что его слушают, с ним считаются. Да, не всегда мнения совпадают, и что-то родители, педагоги, или закон запрещают. Но! Мнение подростка важно выслушать уважительно, обсудить его позицию.
-Привлечение внимания.
«Красивая в гробу буду лежать» «Они еще поймут, кого потеряли».
Подростки стараются избежать «некрасивых» последствий, которые бьют по чувству стыда. Можно рассказать им, например, про синий язык, который вывалится, о непроизвольных актах мочеиспускания и дефикации, сопровождающих умирание.
Попытку может остановить обсуждение риска инвалидности – умереть не умрешь, а к кровати на всю жизнь будешь прикован и зависеть до глубокой старости будешь от присмотра чужих людей.
- Аутоагрессия.
Это агрессия, направленная на себя. Такой тип реагирования формируется чаще в семьях с авторитарным стилем воспитания, где есть только одно верное мнение и все остальные не имеют права на жизнь. Сам факт наличия альтернативного мнения в таких семьях жестко карается. Любой вид детской инициативы подавляется. Ребенок боится противоречить взрослым или иным значимым фигурам – учителям, в дальнейшем – начальникам. Образ себя – образ плохого, малоценного, не умного, не имеющего право на хорошее отношение.
Научите ребенка правильно конфликтовать, легализовывать недовольство. Формулировать и отстаивать свои границы. Поощряйте анализировать события и явления. Искать альтернативы. Аргументировать свое мнение. Хорошо относиться к себе – это значит выбирать хорошее к себе отношение и не позволять жесткое, уничижительное.
- Истинное суицидальное поведение.
Это осознанное желание лишить себя жизни.
Здесь речь идет о детях с клинической депрессией и тревожными расстройствами. Ребенку срочно нужна помощью психиатра и медикаментозное лечение. Обращайте внимание на нарушение режима сна-бодрствования - днем спит, основная активность глубокой ночью, пренебрежение гигиеническими процедурами и привычками. Необходимость принять душ вызывает значительную трудность. Беспричинное подавленное настроение, сужение социальных контактов и изоляция.
5. Существует феномен «тоннельного сознания» - все мышление сужается до рамок конкретной ситуации.
Остальные мотивы – опасение за свою жизнь и здоровье, чувства родственников и друзей, варианты выхода из ситуации смещаются на периферию. Мысли становятся навязчивыми. Как правило, это уже момент актуального суицида – например, подросток стоит на мосту.
Если вы стали свидетелем – незамедлительно оповестите спасателей и вызовите медиков. Не оставляйте ребенка. Пытайтесь с ним разговаривать. Проговорите, что он сейчас хочет таким образом прекратить ситуацию, а по ошибке рискует прекратить жизнь.
В идеале простроить в беседе следующие моменты:
- уверенность, что все проблемы решаемы;
- план к кому конкретно можно обратиться за помощью и поддержкой в ближайшее время;
- какие занятия в дальнейшей жизни помогут легче справляться или не попадать в подобные ситуации;
- обсудите – «Какой совет ты бы дал своему другу, подруге, окажись они на твоем месте?»;
- обговорите перспективы жизни.
Если ребенок имеет сеть доверенных взрослых, к которым в любой момент может обратиться за помощью и знает, что его не отвергнут, риски суицида снижаются.
Если помощь психиатрическая не демонизируется в семье и доступна, риски снижаются.
Если у ребенка есть много вариантов поведения – в котором повышается самооценка, расширяется социальная компетентность, есть возможность интересно жить и находить друзей – риски стремятся к нулю.