Найти в Дзене

О педагогах Заозерновской школы-интерната вспоминает бывшая ученица (продолжение)

Хороший учитель – это учитель на всю жизнь. Собираясь с одноклассниками, воспитанниками нашей школы, мы обязательно вспоминаем свой родной дом, своих учителей, которые смогли многому нас научить, многое вложить в наши головы.

Педколлектив, год неизвестен
Педколлектив, год неизвестен

Ни в одной школе города и района не было такого предмета, как искусствознание. А вела этот урок Алла Александровна Лямина. Она была знатоком искусства, музыки, живописи, скульптуры. Кроме этого предмета, она преподавала в школе немецкий язык и историю.

Алла Александровна дворянского рода, но вместе с репрессированными родителями была сослана в Сибирь. Получив классическое воспитание и образование, она старалась передать всё, что знала, нам, её ученикам.
Алла Александровна, имея прекрасное образование, и внешне выделялась среди всех наших наставников. Высокая, несмотря на возраст, она была стройна, имела хорошую фигуру, осанку. Соблюдала, так сказать, определенный дресс-код. Всегда в тёмно-синем элегантном костюме и белой блузке или манишке с отложным воротником. Для нас, девочек, она была эталоном безупречной аккуратности и красоты.

Урок искусствознания она любила и преподавала с особой любовью. На уроках мы слушали музыку Сергея Рахманинова, Георгия Свиридова, Дмитрия Шостаковича, Родиона Щедрина, Петра Чайковского и многих других композиторов. Каждое музыкальное произведение пыталась донести до нас с той любовью и знанием, как умела делать только она. После прослушивания того или иного произведения у нас велись активные дискуссионные споры, кто и что услышал в музыкальном творчестве того или иного композитора, что хотел автор своей музыкой донести до каждого из нас. И я всегда поражалась, как мои одноклассники чувствовали музыку, у каждого были свои слова. Она нас учила прекрасному!
Через диапроектор показывала нам различные слайды музыкальных произведений. Благодаря нашему наставнику мы познакомились с балетом «Щелкунчик», «Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского. Мы не только смотрели эти произведения, но и узнавали из уст Аллы Александровны историю их создания.

Помимо изучения творчества наших великих композиторов, мы с нашим наставником познавали и мир творчества художников и скульпторов. У неё было множество различных репродукций картин великих художников. Она учила нас почувствовать интонации «саврасовского лиризма», ощутить поэзию Айвазовского и «левитанского пейзажа-настроения», восхититься красотой шишкинского леса, страдать вместе с суриковской «Боярыней Морозовой». В каждой репродукции или картине она нас заставляла увидеть красоту и историческую ценность. С присущей ей любовью рассказывала о каждом авторе, в какое время он жил и творил, в какой технике писал картины.
Особо мне запомнился урок, когда мы разбирали картину «Оборона Севастополя», которую написал Александр Дейнека. Это сильная и драматичная работа художника. На картине запечатлён скорбный и величественный подвиг наших моряков. У каждого моего одноклассника было своё видение этой картины. Мы долго обсуждали работу. А наша Алла Александровна внимательно слушала каждого из нас. И так было всегда. Она многому нас научила. Заставила увидеть и почувствовать мир прекрасного. А ещё она нам рассказывала о Третьяковке, Эрмитаже, Русском музее, Кремле.
Алла Александровна была прекрасным и душевным человеком. С ней можно было поговорить на любую тему. Мы к ней шли с радостными и печальными вестями. Мы ей доверяли тайны, и она умела их хранить. Двери её кабинета не закрывались. Кабинет был как маленький музей, в котором можно было послушать музыку, посмотреть живопись и скульптуры. Экспонаты она постоянно обновляла, используя различные журналы, где печатались произведения искусства. Это был редкий и душевный педагог. И даже самые отъявленные шалуны и двоечники тянулись к ней, она умела к каждому сердечку найти путь. Мы боготворили её.

Не менее любимым был у нас преподаватель английского языка. Это Ида Павловна Кавецкая (Куприенко). В Рыбинский район она приехала с семьёй из Приморского края. Она была очень привязана к своей малой родине и могла часами нам рассказывать о том уголке нашей необъятной страны, в котором ещё никто из нас не был, а только читал, слышал и, конечно же, мечтал оказаться на берегу Амура или Тихого океана. Эта красивая, яркая женщина несла нам заряд бодрости. Она хорошо знала свой предмет и старалась донести до нас все сложности английского языка с его произношением и суффиксами.
Она была эмоциональной, подвижной, весёлой и даже озорной. Рассказывала нам много интересных и значимых вещей, старалась учить нас не только английскому языку, но и жизни со всеми её сложностями и тонкостями. Имела безупречный стиль в одежде и для нас, девчонок, была своеобразным эталоном моды. И сейчас, встречаясь с одноклассниками, мы всегда вспоминаем её малиновую яркую водолазку, юбку-карандаш, начищенные до блеска туфельки на каблуке. Умело делала макияж, всё это было в тон одежды, в которой приходила к нам на урок, и просто, когда у неё не было часов, всегда была в школе и знала, что она там нужна. Ида Павловна была готова ответить на любой вопрос (а знала она много и говорила очень интересно). И вот начинается урок, она, как всегда яркая и красивая, заходит в класс, здоровается с нами и обязательно спрашивает, у кого есть какие вопросы. А вопросов у нас было много, и, конечно, не связанных с английским языком.

Мы на какое-то время забывали о языке, а вместе с нами и наш преподаватель. Она нам рассказывала очень много про Дальний Восток, про растительный и животный мир, а мы слушали её – нам было всё интересно, её речь была, как ручеёк. Бывало и так, что весь урок проходил в вопросах и ответах. Мы, наверное, таким образом как бы срывали урок. Но она никогда не сердилась, всегда с улыбкой уходила из класса после звонка, но обязательно говорила: «Дети, следующий урок никаких вопросов, только английский язык». Мы ободряюще кивали и заверяли, что так и будет. Её любили все ученики нашей необычной школы, и она любила нас. Это чувствовалось в каждом её слове, в каждом движении.

Педколлектив, год неизвестен
Педколлектив, год неизвестен

Выйдя из стен школы, я и многие мои одноклассники не теряли связи с прекрасными, талантливыми педагогами. И мы можем сказать с уверенностью: наши учителя школы-интерната были лучшими. Они ведь многим заменили родителей, они учили не только русскому языку и математике, они учили нас жизни и в каждом из нас видели личность, никогда не позволяли ни единым словом обидеть или унизить. Это был большой семейный наш дом.


Светлана КОМАРОВА