Найти в Дзене

НЕ ХОЧУ ВЗРОСЛЕТЬ!

«Не хочу взрослеть!» - все чаще и чаще я сталкиваюсь с таким мнением не только среди подростков, но и вполне себе взрослых людей.

Это подтверждается и официальными данными: верхняя граница молодого возраста не так давно сдвинулась с 30 лет на 35. А, согласно статистике, количество молодых людей от 18 до 24 лет, вступающих в брак, с 2011 года сократилось вдвое.

И это не случайные совпадения. Количество инфантильных людей в обществе стремительно растет.

Как же формируется у человека отказ от взросления?

🔹 В результате слишком большой любви к ребенку, создающей у него картину всепринимающего прекрасного мира, в котором – только руку протяни – и получишь желаемое. Недостаток фрустрации не позволяет сформироваться способности выносить трудности, терпеть напряжение и проявлять агрессию в попытках получить желаемое. А отказ окружающего мира его ублажать вызывает у маминого пирожочка разочарование и недоверие «Раз сходу не получилось, значит, мне не дано!».

🔹 В результате чересчур сильной фрустрации потребностей ребенка из-за отсутствия взрослых, их холодного отношения или, как это ни покажется странным, в результате гиперопеки. Ребенок не принимается взрослыми таким, какой есть, и ему приходиться подстраивать себя под требования взрослых.

🔹 Масла в огонь подливает и родительская тревога, которую взрослые транслируют ребенку в виде интроектов. Например, собственный страх и недоверие к миру передают фразами «Никому нельзя доверять», «На улице опасно!», «Страшно оказаться одному!». Или, стараясь избежать страха за ребенка, пытаются предотвратить его непредсказуемое поведение и снизить неопределенность его будущего: «Сейчас ты должен не играть, а делать уроки!», «Сначала закончишь школу, потом поступишь в институт, а потом уж женишься!» или «Не дай Бог, порежешься, дай я сама все сделаю!».

🔹 Не обходится и без послания "Не взрослей!", которое помогает взрослым не сталкиваться с пустотой собственной жизни, а навсегда присвоить себе ярлык родителя: «Рано тебе ещё влюбляться!» или «Не одевай это. Слишком взросло!» или «Ты навсегда останешься маминым любимым пирожочком, даже когда у тебя самого будут внуки!».

🔹 Подобные случаи травмируют ребенка и вызывают в нем неприятные, а, порой, и непереносимые переживания: страх («Жить – небезопасно!»), стыд («Такой, какой я есть – я не гожусь!»), вину («Я сам виноват в том, что меня не любят» или «Родители так старались ради меня, а у меня не получается соответствовать их ожиданиям»).

🔹 Ему становится менее болезненно и более безопасно не сталкиваться с этими переживаниями. А заодно и с теми, которые не устраивают значимых взрослых. Чаще всего это касается агрессии. И ребенок отщепляет от себя свою переживающую то или иное чувство часть.

🔹 Особенность такого расщепления в том, что он вполне себе продолжает жить, расти, функционировать – работать и даже вступать в отношения – своей оставшейся не чувствующей или мало-чувствующей частью.

🔹 А отщепленная, отодвинутая в неосознаваемое, часть так и остается того возраста, в котором человек был травмирован, не растет, не приобретает опыт и не взрослеет.

🔹 В результате, с одной стороны, человек старается не попадать в ситуации, в которых ему было бы страшно или стыдно – избегает ответственности, старается не принимать решения или ждет обязательного одобрения со стороны старших своего выбора, пытается создать вокруг себя иллюзию детства – яркими красками, впечатлениями, окружает себя взрослыми, решающими что ему делать и как жить.

🔹 А с другой – гештальт стремится к завершению. Возникшие и непрожитые чувства не дают покоя. Поэтому, когда он неосознанно создает похожие на его детские проблемы ситуации или попадает в них в результате обстоятельств, то его отщепленная часть открывает глаза и реагирует аффектами, как маленький страдающий ребенок из там и тогда: плачет, дует губки, начинает говорить писклявым голоском, убегает и прячется, падает на пол и сучит ножками, врет, опаздывает, перекладывает ответственность или пассивно ждет, когда за него все решат.

🔹 Не обходится отказ от взросления и без экзистенциальных страхов. Состариться, стать немощным, слабым, а потом ещё и неизвестно как умереть – очень страшно. Взрослому приходится взаимодействовать со страхом смерти, страхом неопределенности. Поэтому многим свойственно жить в иллюзии, будто жизнь бесконечна, лишь бы не выносить экзистенциальную тревогу конечности своих сил и самой жизни.

🔹 Не обходится он и без поддержки и одобрения со стороны общества: не надо ни о чем беспокоится, не надо ничего иметь, не надо ни о чем заботиться. Легкая и безоблачная жизнь – это успех, а проблемы – это стыдно, и повод чувствовать себя виноватым.

Инфантильность становится защитой от всего того, что кажется страшным и сложным. Но насколько эффективна эта защита?

Давайте посмотрим на инфантильного взрослого со стороны:

🔹 Он не справляется ни с собой, ни со своей жизнью, не знает ни себя, ни свои способности, ни свои ограничения, не верит в свои силы и ведет себя не адекватно возрасту.

🔹 Не умеет обращаться с агрессией, а, в результате, не знает свои потребности и не имеет понятия как их удовлетворять. А заодно и не чувствует, и не уважает ни свои границы, ни границы других.

🔹 Он склонен к слиянию - выбирает себе значимого взрослого и ждет от него удовлетворения своих потребностей. И обижается, если значимый взрослый не соответствует ожиданиям.

🔹 Он не способен выносить амбивалентность и делит и себя, и окружающих, и весь мир на хороших или плохих, на черное или белое.

🔹 Он склонен вести себя импульсивно, не задумываясь и не оценивая последствия своих действий.

🔹 Он очень подвержен влиянию других людей, принимаемых им за более старших и авторитетных, тех кто знает, как правильно.

🔹 И он - легкий объект для манипуляций. Детская склонность к ярким эмоциям, быстро сменяющимся картинкам и всему новому делает его управляемым. А импульсивность - ещё и идеальным потребителем.

🔹 В результате он живет не свою жизнь, а жизнь, предписанную ему значимым взрослым, кем бы этот взрослый ни был.

Инфантильность, возникшая когда-то как защитная реакция, в свое время позволила ребенку обеспечить себе безопасность и выжить в сложных условиях.

Но время не останавливается, и, как бы ни хотелось, отменить взросление нельзя. Ни короткими штанишками, ни надутыми губками, ни бесконечным весельем.

Иллюзия детской легкости и беззаботности все равно остается всего лишь иллюзией. Она не отменяет ни трудностей, ни проблем, ни того, что жизнь конечна. Ведь к смерти нас приближает не старость, как таковая, и даже не негативный опыт. К смерти нас приближает сам факт нашего рождения.

Отказываясь взрослеть, человек не избегает смерти, а отказывается от жизни, а значит сам делает с собой то, чего боится – умирает, так и не пожив свою собственную жизнь.

© Юлия Ивлева

#психология #гештальт #психологическаяподдержка #инфантилизм #тревога #разочарование #страх #стыд #воспитание #потребности